Шимпанзе стремятся казаться более интеллектуальными для людей.

Ранее полагали, что мнения окружающих важны только для человека. Но проведенные на протяжении многих лет опыты с обезьянами показали, что при выполнении сложных задач животные справлялись успешнее в присутствии большего числа людей.

Шимпанзе справляется с задачей на компьютере.

Психологи исследуют управление репутацией – стремление сформировать положительный образ себя или бренда в глазах окружающих. Ранее считалось, что это свойственно только людям, но наблюдения за животными принесли неожиданные результаты, которые интересны для эволюционных психологов.

Японские учёные суммировали шестилетние результаты экспериментов с шимпанзе из Института изучения приматов при Киотском университете. Специалисты наблюдали за тем, как животные выполняли три одинаковых компьютерных задания.

Три задания проверяли способность обезьяны зрительно запоминать числа от одного до девятнадцати и порядок их возрастания. Животное должно было прикасаться к сенсорному экрану в месте изображения нужного числа. В первом задании цифры показывались на экране в нужном порядке и рядом друг с другом, во втором – не рядом, а третье задание было самым сложным: после «нажатия» на самое малое число все последующие за ним исчезали с экрана, и шимпанзе должна была по памяти восстановить их порядок.

Ученые изучили количество наблюдателей во время каждого сеанса и выявили интересные закономерности. Самая сложная задача для приматов выполнялась лучше, когда вокруг больше людей. В то же время самую простую задачу приматы выполняли менее точно в присутствии большой аудитории.

В своей статье для iScience исследователи подчеркнулиЛюди решают более сложные задачи публично хуже. Вероятно, это из-за социального давления: ожиданий высокого результата вызывают нервозность, которая совместно со сложностью задачи приводит к худшей успешности. С простыми задачами под наблюдением люди справляются лучше.

Неясно, почему у приматов присутствие зрителей оказывает разный эффект, но учёные пришли к выводу, что такой эффект существует: шимпанзе стремятся производить впечатление на других.