Французский этолог Седрик Суер год назад начал наблюдать за японскими макаками из дикого парка, которые волокут и толкают камни по земле, оставляя борозды. Исследователь оставил обезьянам мел и продолжил наблюдение. Анализируя данные, ученый обнаружил, что макаки чертят кривые линии и даже обводят предметы целенаправленно. По мнению этолога, в этом можно найти истоки творчества у человека.

Человечество освоило использование орудий труда. даннымТри миллиона лет назад наши предки получили способность создавать орудия труда. Этот навык считается переломным моментом в развитии когнитивных способностей, после чего технология совершенствовалась, ориентируясь на конкретные задачи. Более сложный, но не менее важный вопрос: когда люди научились рисовать? Самые ранние… свидетельствам пещерной живописи — 44 тысячи лет, а следыПростые узоры из насечек и линий на камнях еще древнее.
Как человек научился рисовать? Учёные ищут ответ с двух сторон: археологи изучают прошлое, а антропологи наблюдают за поведением наших ближайших родственников – приматов. Есть разные подтверждения высокого интеллекта обезьян – например, недавно Naked Science… рассказывал, что длительные наблюдения помогли приматологам найтиУ шимпанзе есть различия в скорости разламывания орехов – некоторые особи справляются с этим в два раза быстрее других.

Этологом Седриком Суером из Страсбургского университета во Франции была отмечена манипуляция. Macaca fuscataВ прошлом году с 16 по 28 января Седрик изучал поведение почти двухсот макак. Эти животные катали большие и маленькие камни по земле. Затем Седрик раздал макакам белые мелки, оставил их рядом с крупными камнями, которые было слишком сложно сдвинуть с места, наблюдал за использованием ими мелков, затем фотографировал получившиеся рисунки. изложил в свежей статье, опубликованной в журнале Primates.
Дважды в день смотрители стирали следы, оставленные 189 макаками из парка на острове Седо. С 08:30 до 17:00 дня Седрик фиксировал, как обезьяны водили камнями по земле, создавая разные линии. Этолог заметил, что макаки активнее бороздили землю при двух условиях: когда много туристов кормили животных, и когда погода была солнечной, теплой и почва сухой.
У макак было три тактики: толкать валуны перед собой, оставляя длинные следы; сидеть и катать их; играть мелкими камешками — в двух последних подходах образовывались маленькие следы. Седрик фиксировал длину и ширину полос, а также считал случаи пересечения или параллельного выстраивания следов.
Второй набор данных о макаках, манипуляциях с мелками, собирался в течение четырёх дней — с 21 по 25 января. Обезьяны рисовали белым мелом на камнях, кусали его, ели и клали в рот, катали, нюхали, ломали и делали много чего ещё — этолог старался зафиксировать все действия. В среднем макаки проводили около половины минуты с мелками (самое долгое — 114 секунд). В половине случаев макаки терли мел о камень, треть времени — в лапах или ломали его, реже ели и передвигались с ним. Приматы успели порисовать на 43 поверхностях — от камней и бетонных блоков до корней и досок.
Некоторые линии на земле, которые приматы рисовали камнями, превышали два метра в длину. По оценкам исследователя, среднее количество параллельных полос составляло 13,85 ± 11,35. В случае игры с мелкими камешками число полос увеличивалось — после их перекатывания на земле оставался веерный узор.
Возраст макак, катавших камни или игравших с мелом, был похожим: почти все были молодыми. Седрик заметил только одну взрослую самку и одного взрослого самца, взявшихся за мел, а также несколько взрослых самок, волочащих валуны по земле.
Автор научной работы указал, что рисунки кажутся случайными, но растирание мела по поверхностям автор назвал целенаправленным. Возможно, макаки таким образом пытались обвести объекты, оставляя следы на четких геометрических границах. По мнению этолога, обводка могла появиться до осознанного рисования.
Это может указывать на начальный этап эволюционного развития намерения рисовать, когда оставление следов постепенно связывается с значениями или функциями, выходящими за пределы непосредственного действия. Оставлять пометки мелом кажутся макакам самоцельностью. Такое поведение подчеркивает, что деятельность может приносить удовольствие сама по себе, независимо от результата, как это наблюдается на первых этапах обучения детей рисованию, — рассуждает Суер в своей статье.
Следы от камней на земле, хоть и не являлись «рисованием» (символизм за хаотичными полосами не проявился), могут помочь понять когнитивные механизмы, которые когда-то побудили человека рисовать. По крайней мере, этолог выявил в этих манипуляциях цель, а действия макак напоминали исследование — возможно, им было интересно, как валун взаимодействует с окружающей средой.