Дофамин называют одним из «гормонов счастья», наряду с серотонином, эндорфинами и вазопрессином. Вещество способствует получению удовольствия от ожидания положительных событий или уже выполненных действий, то есть участвует в механизме вознаграждения. Исследования американских и австралийских ученых показали, что дофамин также играет важную роль в результативности обучения с позитивным подкреплением (с использованием метода «пряника»).

Биологи давно знают о том, что «гормон удовольствия» способствует более быстрому обучению. Как функционирует этот механизм, оставалось загадкой. Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Университета Сиднея и Университета штата Нью-Джерси провели исследование для лучшего понимания роли дофаминергических нейронов в обучении с вознаграждением.
Нейроны, производящие дофамин, относятся к группе дофаминергических клеток нервной системы.
В ходе эксперимента биологи применили эффект павловско-инструментального переноса.
Павловско-инструментальный перенос (PIT) – это явление в психологии, где соединяются формирование условных рефлексов по Павлову и инструментальное обучение.
Учёные обучили крыс тому, что звуковой сигнал предвещает положительный результат: стимуляцию дофамином или кормление. Звуковые сигналы для дофамина и пищи были немного разными. После этого исследователи научили животных, что тот же положительный результат можно получить, нажав на один из двух рычагов. В результате крысы нажимали на рычаг при звуке определённой частоты. Эксперимент показал, что грызуны сильнее нажимали рычаг при звуковом сигнале о подаче дофамина, а не пищи.
Результаты эксперимента указывают на то, что дофаминергические нейроны в обыденной жизни помогают создавать новые воспоминания и устанавливать связи между предметами вокруг нас, отметила доктор Мелисса Шарп из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, одна из соавторов исследования.
Биологи в будущем изучат, как различные способы доставки дофамина влияют на разные типы обучения и как это помогает животным формировать представления о мире вокруг них.
Исследование международной группы учёных открывает новые возможности для понимания действия дофамина. Его результаты могут способствовать созданию новых, более эффективных методик обучения людей и животных.
Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature Neuroscience.