Загадочный телесигнал оказался отражением от самолёта.

Радиочастотные помехи перекрывают небо, но благодаря двум астрономам, отследившим отраженный от самолета сигнал телепередачи, может появиться способ устранить некоторые несанкционированные сигналы, мешающие работе радиотелескопов.

«Астрономия переживает экзистенциальный кризис— заявил в своём обращении Джонатан Побер из университета Брауна.

Спутники заполнили небо. По данным управления ООН по вопросам космического пространства, к июню 2023 года насчитывалось 11 330 спутников на околоземной орбите, и их число продолжает расти. Большинство из них предназначены для передачи сообщений на радиоволнах, что создало проблему для астрономического сообщества.

«Увеличивается беспокойство по поводу того, что астрономы в скором времени не смогут выполнять качественные радионаблюдения из-за помех, возникающих от групп спутников. », — говорит Побер.

Вопрос особенно актуален для таких телескопов, как Murchison Wide-field Array (MWA) в Западной Австралии, научным руководителем которого является американский ученый Побер. MWA состоит из 4096 антенн, предназначенных для обнаружения низкочастотных радиоволн в диапазоне от 70 до 300 МГц. Эти волны несут информацию об эпохе реионизации Вселенной, когда формировались первые звезды и галактики. Однако, поскольку MWA наблюдает все небо одновременно… Наблюдать за объектами неба вне зоны покрытия спутников невозможно из-за наших телескопов. », — говорит Побер.

Из-за случайных радиопомех и трудностей в определении их мест происхождения моделирование помех для последующей фильтрации стало практически нерешаемой задачей. Чаще всего наборы данных, испорченные радиочастотными помехами, просто отбрасывают — это приводит к потере большого объема информации.

Случай с блуждающим телесигналом внушает астрономов надеждой на возможность сохранения части этой информации.

В радиотишине шириной 300 километров располагается центр MWA, но телескоп непрерывно принимал телевизионные передачи, нарушающие правила зоны тишины. Происхождение сигналов оставалось неизвестным. И тут нас осенило», — говорит Побер. Мы сказали: «Наверняка сигнал отражается от самолета».

Объединившись с аспирантомкой Джейд Дюшарм из Университета Брауна, Побер взялся доказать гипотезу о самолете. Для этого два метода поиска источника радиопомех — «коррекцию ближнего поля» и «формирование луча» — были объединены.

Благодаря сочетанию этих двух методов Побер и Дюшарм отследили телевизионный сигнал до самолета на высоте 11,7 километра, летящего со скоростью 792 километра в час. Радиосигнал находился в частотном диапазоне австралийского цифрового телеканала 7. Его передавали где-то за пределами зоны радиомолчания и отражали от корпуса самолета.

Обнаружение источника радиошумов позволяет смоделировать шумы, определить их природу и в результате очистить данные, оставив информацию, полезную астрономам.

«Это важный шаг для возможности устранения влияния человеческой деятельности на данные. », — говорит Побер. «Точно определёнными и удалёнными источниками помех астрономы смогут сохранить больше наблюдений, избежать потерь данных и повысить шансы на открытия. ».

Отслеживание источника радиопомех до пролетающего мимо самолёта — первый шаг. Следующий — научиться удалять подобные сигналы из астрономических данных и расширить методику: выявлять и удалять сигналы телевизионных, отражающихся от самолетов, и сигналы от пролетающих спутников. Вместе с тем, учитывая огромное количество спутников, это значительно более сложная задача.

Поберов считает, что эту задачу нужно уточнить, иначе радиоастрономия рискует исчезнуть.

«Нам нужно вложить средства в передовые технологии анализа данных для выявления и ликвидации человеческих ошибок. », — сказал он.

Статья о том, как Побер и Дюшарм выявили и изучили сигналы телевещания на борту самолета, вышла 12 февраля в журнале «Publications of the Astronomical Society of Australia».