Учёные ЮУрГУ создали устройство для предотвращения обрывов линий электропередач

Выход из строя ограничителей перенапряжения является одной из основных причин аварий на высоковольтных линиях электропередач. Перенапряжения, как правило, возникают вследствие попадания молнии или при резком отключении и повторном включении линии электропередач как, например, в случае короткого замыкания. Поэтому высоковольтные ЛЭП оборудованы приборами, которые такие перенапряжения ограничивают. И если с ними случаются неполадки, то это может привести к аварии, которая оставит без электричества целый район. Ученые челябинского Южно-Уральского государственного университета разработали прибор, который позволит этого избежать.

По словам одного из разработчиков проекта, доцента кафедры электрических станций, сетей и систем электроснабжения ЮУрГУ Дениса Коробатова, основная сложность состоит в том, что ограничители напряжения выходят из строя неожиданно, и их выход невозможно предсказать, что приводит к необходимости устранения последствий аварий. Это наиболее часто происходит в сетях переменного тока с напряжением от 3 до 750 кВ. Своевременное выявление неисправностей ограничителей значительно упрощает дальнейшую работу.

«Разработанный в ЮУрГУ новый прибор позволяет диагностировать ограничители и передавать сигнал ответственному лицу. Станция собирает данные с объектов (до 64 прибора одновременно) и передает их в облачные сервисы или на серверы заказчика. Благодаря этому эксплуатирующая организация может оценить состояние ограничителей и определить сроки их замены, — рассказал Денис Коробатов.

Прибор фиксирует импульсы тока, возникающие при изменении напряжения, и немедленно передает данные в систему.

Разработка ученых ЮУрГУ также имеет систему дистанционного мониторинга, позволяющую оператору получать сигналы и анализировать информацию удаленно. Важной особенностью является возможность регистрации трех параметров: общего тока утечки, уровня утечек тока первой, третьей и пятой гармонических составляющих, а также количества срабатываний защитного механизма в аварийной ситуации.