Надгробный камень с надписью, относящийся к 1492 году, обнаружилиСотрудники Подмосковной экспедиции Института археологии РАН при проведении спасательных раскопок в Троице-Сергиевой лавре обнаружили очень редкую находку: надгробную плиту XV века с именем усопшего и датой смерти. Это четвертое известное подписное надгробие XV века и третье по древности датировки: ранее при раскопках в Лавре были найдены надгробия с эпитафиями инокам Мисаилу Плещееву, умершему между 1467–1474 годами, и Вассиану, скончавшемуся в 1480 году.

Орнамент на краях найденной плиты представляет собой два ряда маленьких треугольников, вершинами обращенными друг к другу. В верхней части плиты имеется круг-розетка, а углы отсекаются дугами из тех же рядов мелких треугольников. В центре плиты – ещё одна розетка с двумя полукруглыми боковыми линиями. В середине плиты вырезана надпись о том, что под ней « ». Инок Филофей скончался летом 7000 года 20 августа. ».
Этот камень – одно из самых старых памятников с подписями на Руси. Появление надписей на надгробных плитах относится к последней четверти XV века, поэтому Троице-Сергиев монастырь был одним из первых центров развития культуры подписного надгробия. Благодаря археологическим работам, выполненным перед началом строительства, нам лучше познаётся эта часть отечественной культуры, и музейная коллекция пополнилась новым уникальным экспонатом. – заявила замдиректора по науке Института археологии РАН, руководит Подмосковной экспедицией ИА РАН. Ася Энговатова.
Троице-Сергиева лавра приобрела некрополь ещё при жизни своего основателя – преподобного Сергия. Первые каменные памятники со скорбными надписями появилось значительно позднее, в конце XV столетия.
По словам Леонида БеляеваЗаведующий отделом археологии Московской Руси ИА РАН, автор исследования… Надгробные памятники из белого камня Москвы и северо-восточных земель Руси XIII—XVII веков. », Изначально мастера вырезали на прямоугольных плитах символы, связанные с крестом, небом и человеческим телом. Со временем композиция претерпела изменения и в конечном итоге приняла форму, напоминающую оформление плиты из Троице-Сергиевой лавры: две полудуги обозначили грудную клетку человека, над ними кружок изображал голову, а посередине, где расходились дуги, — еще один кружок (нижняя розетка) – живот с узлом пояса или пряжкой ремня.
Возникновение надгробных надписей возможно связано с распространением на Руси новой практики поминовения усопших – вечного поминания, которое обеспечивалось денежными пожертвованиями в монастыри. Монастыри тратили эти средства на строительство новых зданий, приобретение богослужебной одежды и драгоценных вещей, икон, расширение хозяйства. Иногда плиты служили обозначением «охраняемого места» на кладбище: так, в Троице-Сергиевой лавре в 1980-1990-х годах были найдены надгробия с указанием принадлежности участка определенному человеку. Это свидетельствует о том, что плиты покупали заранее и устанавливали на желаемое место будущего захоронения ещё при жизни.
Плиты с эпитафиями принадлежали уважаемым и обеспеченным людям. Ранее в монастыре были обнаружены плиты с эпитафиями представителя древнего рода Мисаила Плещеева (умер между 1467–1474 гг.) и видного политического деятеля правления Василия Тёмного и Ивана III дьяка Василия Беды (скончался в 1480 г.). Оба приняли постриг в Троице-Сергиевом монастыре и пожертвовали крупные суммы. В настоящее время не установлено, кому принадлежит надгробие с именем «инок Филофей»: это может быть как уважаемый человек, принявший постриг перед смертью, так и некто, посвятивший жизнь служению Богу.
Некрополь Троице-Сергиевой лавры можно назвать уникальным: здесь найдены ключевые для истории московского белокаменного надгробия экземпляры. Эти плиты – один из немногих маркеров, обозначающих своеобразие раннемосковской (то есть по сути – современной российской) культуры. Тексты эпитафий являются ценнейшими историческими свидетельствами, не менее информативными, чем содержащиеся в письменных источниках. Надписи на надгробьях были важны, чтобы не забылся человек, чтобы продолжались поминальные богослужения и облегчалась его загробная судьба. Надгробия составляли огромный коллективный синодик, только листы его были не бумажные, а каменные. – отметил Леонид Беляев.
Экспедиция ИА РАН ведёт спасательные археологические работы на территории Троице-Сергиевого монастыря с 2004 года. Раскопки, произведенные при реконструкции инженерных сетей, выявили десятки тысяч артефактов, позволивших уточнить детали исторических событий, в которые была вовлечена Лавра, и обнаружить малоизвестные страницы истории, связанные с традициями монастыря, особенностями его строительства, архитектуры и внутреннего убранства. Комплексные археологические и антропологические исследования на некрополе обители позволили определить места захоронений насельников, реконструировать их внешний облик, узнать больше о быте, физических нагрузках, рационе и состоянии здоровья.
Пресс-служба Института археологии РАН предоставила информацию и фотографии.
Источник фото: Институт археологии РАН