В арктических морях нашли микрочастицы, образующиеся при стирании автомобильных шин

Специалисты из Вулья РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в сотрудничестве с научными сотрудниками Дальневосточного федерального университета провели уникальное исследование, посвященное воздействию микрочастиц, образующихся при износе автомобильных шин и дорожного покрытия, на Северный Ледовитый океан. Полученные данные свидетельствуют о том, что изношенные автомобильные покрышки попадают в моря Арктики, расположенные на значительном удалении от населенных пунктов. Эти загрязнения оказывают влияние на генетический материал морских обитателей, провоцируя возникновение мутаций, и способны накапливаться в организме человека.

В течение трех лет исследователи проводили изучение состояния окраинных морей Северного Ледовитого океана, включая Баренцево, Печорское, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Для определения состава и влияния на биосферу ученые собирали образцы микропластика с поверхности морей.

«Поскольку прибрежные моря являются ключевыми элементами арктической экосистемы, они были выбраны для исследования. На климатические изменения всей планеты они оказывают значительное воздействие. По словам заведующей кафедрой промышленной экологии Губкинского университета Елены Мазловой, экосистема Северного Ледовитого океана относится к наиболее незащищенным на Земле.

Анализ проб показал, что в арктические моря попадают частицы, возникающие при износе автомобильных шин в процессе движения по асфальтобетонным дорогам. Эти частицы, наряду с полимерами и смолами, содержат асфальт, бензин, моторные масла, а также лакокрасочные материалы. В среднем масса одной частицы составляет 0,55 мг, а её размеры – 1,20 мм х 1,10 мм.

«Ранее физико-химические свойства частиц, образующихся при износе автомобильных шин и дорожного покрытия и попадающих в окружающую среду, не были определены, что препятствовало разработке методов борьбы с ними. По словам Елены Мазловой, это существенная проблема, поскольку загрязнение морей Арктики оказывает негативное воздействие не только на обитателей морских экосистем, но и на здоровье людей, проживающих в России и других государствах.

Микрочастицы резины и дорожного покрытия попадают в Северный Ледовитый океан вместе с водами сибирских рек – Лены, Енисея, Колымы – и посредством морских течений. Эти загрязняющие вещества становятся частью рациона зоопланктона, которого, в свою очередь, поедают более крупные рыбы, птицы и морские млекопитающие. Некоторые из этих животных включаются в пищевую цепочку человека и добываются в промышленных масштабах.

Наличие в составе частиц шин и дорог компонентов оказывает воздействие на геном живых организмов, что приводит к нарушениям в размножении, росте и развитии животных, а также к возникновению мутаций и злокачественных опухолей. Полиуретановый лак, присутствующий в составе этих частиц, изменяет процесс биосинтеза аминокислот в ДНК клеток.

«Елена Мазлова отметила, что анализ физико-химических свойств частиц резины от шин и дорожного покрытия, попадающих в океан, позволит найти способ их утилизации. Это станет следующим этапом исследования.

Справка

Изучение воздействия микрочастиц резины шин на окружающую среду началось относительно недавно – примерно десять лет назад. Первыми на этот загрязнитель обратили внимание американские биологи. Они обнаружили микроскопические фрагменты пластика, напоминающие частицы шин, вблизи автомобильной дороги. Это позволило осознать, что частицы шин оказывают на экологию более существенное влияние, чем предполагалось ранее.

Согласно результатам ряда исследований, проведенных в период с 2014 по 2025 год, изношенные фрагменты автомобильных шин формируют от 35% до 85% всех частиц микропластика, обнаруживаемых в наземных и водных экосистемах.

В течение всего срока эксплуатации грузовые шины изнашиваются и теряют приблизительно 1,2 килограмма резины. Только в Соединенных Штатах это приводит к тому, что в окружающую среду ежегодно попадает около 1,8 миллиона тонн частиц, образовавшихся от износа автомобильных покрышек. Механизмы распространения этих отходов зависят от климата и других факторов, которые требуют дальнейшего изучения.

Северный Ледовитый океан является наименее исследованной частью Мирового океана. Природа многих процессов в нём остаётся неизученной: это и механизмы образования многолетнего льда, и секреты, позволяющие некоторым микроорганизмам выживать в условиях почти полной темноты полярной ночи и температурах, достигающих -50 0Недостаточное знание акватории обусловлено как неблагоприятными климатическими условиями, так и нехваткой технологий, необходимых для изучения арктических глубин.

Данные предоставлены Отделом по связям с общественностью Российского государственного геолого-технологического университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина