
Современный рынок детских товаров – это поле битвы за внимание детей, где разнообразие игрушек не имеет границ. Разработчики применяют все средства, чтобы сделать свои товары привлекательными, часто используя агрессивную рекламу и образы из популярного цифрового контента. Как это сказывается на игре и развитии детей?
Исследование, получившее поддержку от Российского научного фонда, дало свои результаты. опубликованы в International Journal of Early Childhood.
Исследование показало: развитие воображения ребенка зависит от вида игрушек. Игрушки с нефиксированным смыслом, например кубики, развивают воображение, в то время как игрушки с фиксированным значением ограничивают фантазию и мешают создавать оригинальные образы. – подчеркнули в совместном заявлении научный сотрудник факультета психологии МГУ Маргарита Гаврилова и сотрудник Университета прикладных наук Западной Норвегии Али Кемаль Текин.
Дети современности стремятся к ярким эмоциях от игрушек, поэтому полезные игрушки кажутся им неинтересными и часто остаются без внимания. Исследование показало: такая тенденция негативно влияет на развитие воображения. Формализованное обучение воображению сложное, попытки «научиться быть креативным» дают мало результатов, особенно у взрослых. Эта способность формируется в детстве, главным образом через игру, которая сегодня находится в упадке.
Игрушка помогает строить вымышленные ситуации и может как развивать, так и сужать воображение ребёнка. , – комментирует Маргарита Гаврилова– кандидат психологических наук, старший преподаватель факультета психологии МГУ, руководит исследовательским проектом. Игрушки с высокой реалистичностью и антропоморфностью развивают больше всего. Ребенку с помощью таких игрушек легче моделировать и преобразовывать образы из реальности во время игры. Кубики и фигурки людей, как примеры мультифункциональных игрушек с открытым значением, позволяют ребенку воплощать собственные идеи в игре.
Игрушки с заданным значением, например фигурки известных персонажей, диктуют ребенку способ игры, ограничивая развитие воображения. По этой причине их можно назвать ложными игрушками, так как именно они, а не ребенок, определяют ход игры. Увы, как показали результаты исследования, игрушки с открытым значением пользуются наименьшей популярностью у детей, несмотря на свою пользу для развития.
Родителям советуют активно играть с детми, развивая у них умение символизировать и реализовывать свои идеи во время игры с игрушками разного назначения.
Учёные также представят результаты работы на Международном онлайн-форуме «Ребенок в цифровом мире» 1-2 июня 2025 года. Форум проводят МГУ имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российское психологическое общество при поддержке Министерства науки и высшего образования и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Ежегодно на форуме представляется более 300 исследований из более чем 50 стран.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: ru.123rf.com