В ЛЭТИ создали компактного беспилотника для исследования водоемов

Информационные технологии быстро меняют производственные и логистические процессы во многих отраслях. Автоматизация, роботы и автономные технологии — главные движущие силы развития. Безэкипажные морские суда – яркий пример таких нововведений.

Современные разработки в этой области преимущественно сосредоточены на крупных системах для сложных задач: разведка, обследование глубин, транспортировка грузов. В сегменте малых безэкипажных катеров (до 2 метров) дефицит решений заметен. Компактные автономные платформы обладают мобильностью, малой массой и энергоэффективностью, а также многофункциональны благодаря модульности и возможностям расширения дополнительными подсистемами. Создание малых автономных надводных аппаратов требует компактных, энергоэффективных решений управления и навигации с высокой надежностью и точностью.

Разработан малый автономный безэкипажный катер, пригоден для разных областей благодаря универсальной конструкции. Беспилотник может автоматически следовать заданному маршруту и передавать данные с датчиков в режиме реального времени. Испытания аппарата прошли успешно на водоемах Карелии и Ленинградской области. Руководитель проекта, младший научный сотрудник Молодежного НИИ и ассистент кафедры систем автоматизированного проектирования СПбГЭТУ «ЛЭТИ», рассказал. Георгий Юрьевич Колев.

Длинна катера составляет 125 см, ширина — 45 см, высота — 65 см. В базовой комплектации есть несколько компонентов, определяющих его возможности. Главный из них – силовая установка мощностью 1 кВт, дающая возможность разгоняться до 40 км/ч и работать автономно в течение 12 часов, обеспечивая стабильную работу всех систем. Катер оснащен двумя аккумуляторами по 22 Ач, которые гарантируют энергию для работы силовой установки и сенсорной подсистемы.

Катер оснащен планировщиком маршрута, являющимся важным элементом автономного управления и обеспечивающим точное следование по заданным контрольным точкам с погрешностью ±3 метра.

Беспилотный катер оборудован многолучевым эхолотом для составления карт дна, камерой для обзора местности и датчиками контроля качества воды. Благодаря модульной конструкции такие аппараты могут использоваться для автоматизированной доставки грузов, мониторинга состояния водных экосистем, разведке водной обстановки, установки плавучих заграждений при загрязнениях поверхности водоёмов и выполнения задач в области безопасности.

Маленький катер, не имеющий экипажа, выставлен как экспонат. XI Международный форум «IT-диалог» по цифровой трансформации. .

Информация и фотография предоставлены Центром научных коммуникаций СПбГЭТУ «ЛЭТИ».