Основная цель проведения XVIII Мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025) – обсуждение результатов фундаментальных и прикладных исследований в области управления и их практическое применение в разных сферах. Одним из организаторов конференции выступил Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входящий в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
С вступительным словом выступил руководитель ФАУ «ЦАГИ», академик РАН и вице-президент РАН Сергей Чернышев. Он подчеркнул растущее значение теории и методов управления не только в традиционных областях науки и техники, но и в социальной сфере, где они применяются для анализа и регулирования общественных процессов.
Сотрудники ЦАГИ были представлены на конференции, посвященной управлению аэрокосмическими системами имени академика Е.А. Микрина, которая состоялась в рамках МКПУ-2025. Кирилл Сыпало, генеральный директор ФАУ «ЦАГИ» и член-корреспондент РАН, выступил сопредседателем программного комитета и сделал пленарный доклад, в котором речь шла о повышении безопасности взлета и посадки магистральных самолетов за счет автоматизации управления и предоставления экипажу необходимой информации».
Учёный представил концепцию интегрированной системы траекторной безопасности полётов воздушных судов, разработанную в ЦАГИ. Внедрение данной системы позволит достичь более высокого уровня безопасности по сравнению с существующими решениями. Основной акцент сделан на выявление ключевых факторов, приводящих к авиационным происшествиям, таких как неблагоприятные погодные условия, высокая интенсивность движения воздушных судов и особенности рельефа. Для каждого из этих факторов необходимо создать отдельные системы и функции, предназначенные для повышения осведомлённости экипажа о текущей обстановке в полёте, определения приоритетов оповещения и улучшения взаимодействия пилота и бортового оборудования. В докладе были представлены результаты исследований ЦАГИ, касающиеся перспективных комплексов поддержки экипажа информацией, включая интегрированную систему траекторной безопасности и систему предотвращения выкатывания с взлётно-посадочной полосы. «Безопасность полётов напрямую связана с действиями экипажа, поэтому крайне важно, чтобы пилоты получали надёжную и своевременную информацию. Именно это и призвана обеспечить предлагаемая концепция», – отметил Кирилл Сыпало.
Среди направлений работы специалистов ЦАГИ стоит отметить подготовку совместных научных публикаций в сотрудничестве с исследователями из Института проблем управления РАН. В рамках диагностики электромеханических систем летательных аппаратов учёные рассмотрели вопросы, связанные с применением интеллектуальных технологий и методик создания данных.
XVIII Мультиконференция, посвященная вопросам управления, состоялась с 15 по 20 сентября в Туле, на территории Тульского государственного университета. Данное мероприятие является крупнейшей в Российской Федерации ежегодной конференцией, фокусирующейся на управлении и робототехнике. Среди организаторов конференции – Российская академия наук, Южный научный центр РАН, научный совет РАН по мехатронике и робототехнике, научный совет РАН по теории и процессам управления, научный совет РАН по машиностроению, научный совет РАН по инновационным проблемам транспорта и логистики, Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН, Институт проблем механики имени А.Ю. Ишлинского РАН, Национальный центр физики и математики, ГНЦ РФ АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» и другие организации.
Информация и фото предоставлены пресс-службой ЦАГИ