Специалисты Междисциплинарной научно-образовательной школы «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» МГУ провели исследование с использованием магнитоэнцефалографии, чтобы выяснить, каким образом мозг обрабатывает сложные сигналы в процессе обучения. О результатах исследования был опубликован в журнале «Экспериментальная психология». Согласно исследованиям, при воздействии на мозг несколькими стимулами одновременно активируются процессы, объединяющие различные структуры, где тета-ритм играет роль общего сигнала, обеспечивающего взаимодействие гиппокампа и коры головного мозга.
Формирование целостных образов из отдельных стимулов играет важную роль в определении человеческого поведения. Эти процессы лежат в основе обучения и памяти. Тем не менее, вклад коры больших полушарий и гиппокампа в объединение элементов в единую структуру долгое время оставался не до конца понятным.
В ходе исследования, проведенного учеными Московского государственного университета, участникам демонстрировались визуальные и аудиальные стимулы, как по отдельности, так и в сочетании. Некоторые из этих стимулов сопровождались воздействием на кожу с помощью электрических импульсов. Активность мозга анализировалась с использованием магнитоэнцефалографии, при этом фиксировались колебания в тета-диапазоне. Тета-ритм (4-12 Гц) играет ключевую роль в организации нейронной активности гиппокампа при решении задач, требующих когнитивных усилий.
Анализ продемонстрировал, что при использовании комплексных стимулов наблюдается существенное увеличение мощности тета-ритмов, сопровождаемое активацией префронтальной, височной и теменно-затылочной областей головного мозга. Это указывает на взаимодействие гиппокампа с ассоциативными областями коры головного мозга в процессе формирования целостных образов.
«Анализ наших данных свидетельствует о том, что при обработке сложного стимула мозг функционирует не как простая совокупность отдельных составляющих. В работу включаются процессы интеграции, где тета-ритм играет роль универсального кода для взаимодействия гиппокампа и коры головного мозга. Это способствует более быстрому формированию целостных ассоциаций и повышает адаптивность поведения», — подчеркивает Борис Чернышев, доцент кафедры высшей нервной деятельности, биологического факультета МГУ.
Исследования подтверждают ключевую роль конфигурационного обучения, поскольку именно оно позволяет человеку идентифицировать сложные образы и прогнозировать события, опираясь на разнообразные сигналы.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ