
Зураб Константинович Церетели, всемирно известный скульптор, художник-монументалист и президент Российской академии художеств, умер в возрасте 92 лет.
Зураб Константинович Церетели долгие годы был важным элементом советской, грузинской и российской культуры. Как скульптор, художник-монументалист, педагог и общественный деятель, с юности он оставался верен творчеству.
З.К. Церетели создал более пяти тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и монументально-декоративного искусства, многие из которых украшают города России, Белоруссии, США, Великобритании, Франции, Италии, Бразилии и Японии. Среди известных — Аллея правителей России и памятник Петру I в Москве, монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке, скульптура «Рождение нового человека» в Париже. Главным художником во время воздвижения Мемориального комплекса на Поклонной горе он был и участвовал в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве. Возглавлял Московский музей современного искусства и Галерею искусств Зураба Церетели.
Постоянный и каждодневный труд был всегда в приоритете у художника. В последние годы продолжал работу над скульптурной серией «История России», завершал несколько проектов, среди которых — монументальный проект «Летопись Грузии» на Тбилисском море.
«Моя профессия предполагает ежедневную работу. Так живу я, и такие педагоги были у меня. С самого утра начинаю работать. Как и спортсмену каждый день нужны тренировки, так и художнику необходимо трудиться, не теряя навыков. Без энергии ничего не создаётся, а энергия у меня есть. Мне важно создать произведение, которое через сто-двести лет помнили бы. Это моя мудрость: чтобы радовались поколения, чтобы люди знали тебя и долго помнили благодаря искусству», — сказал в интервью порталу «РИА Новости» З.К. Церетели.
Более четверти века руководство Российской академии художеств несло на плечах З.К. Церетели. За это время благодаря его стараниям академия была существенно реформирована. Принят новый устав РАХ, в котором особо подчеркивалась её роль в качестве высшего научно-творческого центра страны. Расширен состав Президиума академии, усовершенствована структура её аппарата, поднят на новый уровень процесс художественного образования, углублена научная деятельность. Дальнейшее развитие получило сотрудничество двух российских академий — художественной и научной. Из последних ярких примеров — это совместная подготовка к празднованию 300-летия РАН, в рамках которого прошел ряд совместных заседаний президиумов академий. одном из них В докладе З.К. Церетели было подчеркнуто, что без глубоких знаний техники и технологии реализации самых красивых идей невозможно. Как пример объединения творческого начала с научными знаниями академик привел монументальное искусство XX-XXI веков. Масштабные памятники, например Монумент Победы на Поклонной горе, обязательно проходят проверку в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.
«Живопись, скульптура, архитектура, воспитание» – на фасаде исторического здания академии художеств в Санкт-Петербурге можно прочесть это сегодня. Эти направления стали очень важными основополагающими в деятельности Императорской академии художеств, Академии художеств СССР, … Российской академии художеств, продолжающей славные традиции академии художеств как большой сложной структуры, объединяющей искусство, образование и науку, – говорилось в докладе З.К. Церетели.
В результате сотрудничества РАХ и РАН появился уникальный научно-выставочный проект «Наука и искусство — пути познания». Выставка прошла в Галерее искусств Зураба Церетели. Портал «Научная Россия». подробно освещал это знаменательное событие.
Творчеству З.Я. Церетели посвящены многочисленные государственные награды. Кавалер орденов «Дружбы народов» и «За заслуги перед отечеством» I, II и III степеней, удостоен Государственными премиями СССР и РФ.