Психологи МГУ: шахматы улучшают память у детей

В России наблюдается бурный рост интереса к шахматам среди детей: за последнее десятилетие количество юных игроков увеличилось вдвое, достигнув отметки в 1 миллион человек. Все больше родителей начинают знакомить детей с этой интеллектуальной игрой еще в дошкольном возрасте, записывая их в специализированные секции. Шахматы – это не только вид спорта, но и сложный вид деятельности, требующий развития когнитивных способностей, стратегического мышления и концентрации внимания. Вопрос о влиянии шахмат на развитие детей до сих пор остается открытым. Новое исследование, проведенное психологами МГУ, опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

«Исследования влияния шахмат на когнитивные способности в основном сосредоточены на взрослых, в то время как дошкольники остаются малоизученной возрастной группой , — подчеркивает Александра Долгих, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ. — В связи с этим наше исследование было посвящено изучению влияния шахмат на развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет ».

Исследование выявило, что у детей дошкольного возраста, регулярно занимающихся шахматами в течение более полугода, наблюдается более развитая зрительно-пространственная рабочая память по сравнению с детьми, не играющими в шахматы. Это позволяет юным шахматистам эффективнее запоминать и воспроизводить расположение предметов в пространстве, что является значимым умением для обучения и решения повседневных задач.

Также было проведено сравнение уровня развития детей, занимающихся в различных секциях и кружках (музыкальных, спортивных и других.). « Исследование показало, что наличие развитой зрительно-пространственной памяти у юных шахматистов обусловлено непосредственно занятиями шахматами, а не общей посещаемостью дополнительных кружков и секций », — поясняет Анастасия Якушина, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.

Шахматы помогают детям не только развивать стратегическое мышление, но и улучшают способность к анализу и запоминанию зрительно-пространственной информации, что оказывает положительное влияние на изучение математики, конструирования и других предметов.

Результаты исследования были представлены на Международном онлайн-форуме «Ребенок в цифровом мире», организованном МГУ имени М.В. Ломоносова, Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований, Российским психологическим обществом при поддержке Министерства науки и высшего образования и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Форум охватил более 300 докладов из 50 стран. Подробнее на сайте: digitalchildhood.org.

Информация предоставлена пресс-службой МГУ