
Язык изменяется вместе с нами, развивается по собственным законам и отображает нашу разнообразную жизнь. Являясь не просто средством общения, язык, как лакмусовая бумага, отражает мышление людей, говорящих на нём. Слежение за его стремительным развитием помогает многое понять о носителях языка. Корреспондент портала «Научная Россия» узнал у доктора филологических наук, декана очного факультета Литературного института им. А.М. Горького профессора Марии Валерьевны Ивановой о том, что значимого происходило в лингвистике в уходящем 2024 году.
В 2024 году широко отмечался юбилей А. С. Пушкина. Его считают ключевой фигурой в истории русского литературного языка и русской словесности. Проводились юбилейные международные и всероссийские конференции, круглые столы и другие научные мероприятия, посвященные изучению творческого наследия поэта. По версии Института русского языка им. А. С. Пушкина, слово «Пушкин» стало словом года, — сообщила профессор М. В. Иванова.

Портрет А. С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский. 1827 г.
В уходящем году состоялось множество конференций о русской классике: «Пушкин и современность» (Государственный музей А.С. Пушкина и Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина), «Пушкин и мировая культура» (ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) и ИМЛИ им. А.М. Горького РАН), «Пушкин как культурный код России» (Институт современного искусства), «Рецепция личности и творчества А.С. Пушкина в русской и мировой культуре» (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова). На портале «Научная Россия» в праздничный день юбилея выходила… статья о А.С. ПушкинеЕго труды в одной из первоначальных российских академий.
Профессор М.В. Иванова подчеркнула: важнейшим актуальным направлением в лингвистике остается изучение языков народов России. В последние десятилетия отношение к языковому разнообразию и принципам построения языковой политики изменилось во всем мире, что не могло не сказаться на исследовании языков нашей страны. В 2024 году была принята Концепция по языковой политике РФ, над разработкой которой трудились специалисты институтов Российской академии наук (ИЯз РАН, ИРЯз им. В.В. Виноградова РАН, ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН) и Министерства просвещения РФ.
В 2024 году завершился научный проект РФФИ «Методы прогнозирования и будущие сценарии развития языковой политики (на примере многоязычной Российской Федерации)», руководимый А.Н. Биткеевой из ИЯз РАН. В рамках проекта провели полевые исследования в республиках Татарстан, Тува, Саха (Якутия), Калмыкия, Карелия, Чеченской Республике и Дагестане, отобранных по принципу «ключевых акторов» и «ключевых моделей» языковой ситуации в РФ.

На базе Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова образована лаборатория «Лингвистическая экология Арктики».
Профессор М.В. Иванова отметила интересный проект, завершенный в 2024 году: “Сохранение языкового и культурного многообразия и устойчивое развитие Арктики и Субарктики Российской Федерации”, руководителем которого стала Ленора Гренобль (Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Республика Саха (Якутия)). Целью научных исследований лаборатории лингвистической экологии Арктики было изучение лингвистической экологии как комплекса проблем социокультурного ландшафта Арктики и Субарктики России (на примере Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа).
В уходящем 2024 году завершился литературный академический проект по теме культурного многообразия России: вышел последний том книжной серии «Народы и культуры», созданной в ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. О процессе создания этого многотомника порталу «Научная Россия» рассказали… рассказалАкадемик Валерий Александрович Тишков, член президиума РАН и научный руководитель ИЭА РАН.

Мария Валерьевна Иванова
Относительно новая область языкознания – лингвистика креатива, связанная с научным интересом к творческой реализации языковой личности, активно развивается. Ее разрабатывает научная школа лингвокреатива под руководством Т.А. Гридиной (Екатеринбург). Изучает ее большая группа исследователей из ИЯз РАН и МГЛУ под руководством В.З. Демьянкова (Москва). Лингвокреативом в области русского словообразования занимается Л.В. Рацибурская со своими учениками (Нижний Новгород), в языке СМИ — Г.А. Копнина (Сибирский федеральный университет), в области стилистики — Н.А. Купина (Уральский федеральный университет), а в области поэтического языка с его «принципиальной установкой на творчество» — В.В. Фещенко (ИЯз РАН) и Н.А. Фатеева (ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН). В самом конце года появилась монография “Лингвокреативное пространство интернет-коммуникации” под редакцией М.В. Ивановой (Литературный институт им. А.М. Горького) и Н.И. Клушиной (МГУ им. М.В. Ломоносова), вызвавшая большой интерес лингвистов.
Профессор отметила несколько отдельных исследований 2024 года, привлекших особое внимание научного сообщества. Например, научная работа Е.Н. Малюги (РУДН им. Патриса Лумумбы) по лингвопрагматическому моделированию в профессиональном дискурсе; монография С.М. Толстой и О.Д. Суриковой «“Причитанья Северного края” Е.В. Барсова: исследования и материалы к словарю» (Институт славяноведения РАН); проект РНФ «Русские Монголии. Комплексное исследование культуры в иноэтническом окружении (фольклор, обрядовые традиции, язык)», которым руководит В.Л. Кляус (ИМЛИ РАН); статьи Г.Е. Крейдлина (РГГУ) с соавторами о сосуществовании различных знаковых кодов в устной и письменной коммуникации, о фразеологии молчания, о языковых и параязыковых межкодовых соответствиях.
Е.Н. Малюга руководит научной работой по сопоставительному анализу англоязычной и русскоязычной рекламы, выявляя часто используемые речевые стратегии и тактики, типичные для социальной рекламы, а также способы их реализации. Социальная реклама, в отличие от коммерческой, является новым объектом изучения из-за своего недавнего появления. С.М. Толстой и О.Д. Сурикова посвящают монографию сборнику «Причитанья Северного края» Е.В. Барсова, изданному во второй половине XIX века в Олонецкой губернии, содержащему записанные свадебные, похоронные и рекрутские причитания. Лингвисты исследуют поэтику причитаний, мотивы, образы и концепты, сборник Е.В. Барсова как лингвистический источник, а также приводят тексты самих причитаний.

Никита Ланской
Уважаемые читатели портала «Научная Россия»!
Язык —Наше несомненное богатство позволяет вам знать нас, а нам — вас. Вместе доступен нам кладезь чудес, который представляет собой наука. Что тогда стоил бы этот мир, если бы мы не могли его описать?
Желаю вам в следующем году чаще открывать для себя что-то новое и расширять свои знания. С Новым годом!