Психологи МГУ разрабатывают методики обучения математике детям.

Ответы на вопросы о том, как обучать дошкольников математике и почему у кого-то способности к этому развиты сильнее, чем у других, предоставили учёные факультета психологии МГУ. книге Внедрение культурно-исторической теории для обучения математике (2024, Springer).

В науке и образовании распространен взгляд, что ребенок изучает математику и ее связи постепенно, взаимодействуя с предметами и манипулируя ими. Поскольку мышление его со временем становится более логичным и отрывается от реальных объектов, появляется возможность обучения абстрактным математическим понятиям. Другой подход к пониманию как математического развития, так и обучения математике предлагают ученые и их коллеги, основываясь на трудах известного советского психолога Льва Выготского, создателя культурно-исторической психологии – оригинального подхода, получившего международное признание. По мнению декана факультета психологии МГУ, академика РАО, члена-корреспондента РАН, авторство которого значится в монографии, . Юрий Зинченко.

Развитие ребенка по Л.С. Выготскому – не постепенное созревание психики вместе с физиологическим развитием, а овладение культурой в ее широком смысле: научными понятиями и формами поведения. Принимая созданные человеком инструменты – от ложки до сложных математических понятий – человек становится способным действовать осознанно и с пониманием в любой ситуации, что является самым высоким уровнем развития. Точно так же и с математикой.

«Развитие математических способностей у ребёнка не является естественным процессом, а результатом освоения культурных, специфичных для математики знаково-символических средств и методов действий. Большинство исследований усвоения математики в современном мире базируются на конструктивизме, который подчеркивает самостоятельную учебную активность ребёнка при минимальной помощи взрослого. Культурно-исторический подход – это альтернативная парадигма, где взрослый организует деятельность ребёнка по усвоению математических понятий и предоставляет инструменты для её выполнения. – Говорит редактор книги, профессор университета Тласкала (Мексика) Юлия Соловьева.

Авторы работы на примерах детей разного возраста и различных разделов математики доказывают, что для успешного овладения ею необходимо кардинально изменить содержание начальной подготовки.

По мнению авторов книги, совместная с взрослым деятельность по выполнению задач, которые помогают ребенку понять смысл математики, способствует как развитию, так и становлению стойкого интереса к математике.

Изучения показывают, что существенное значение имеет характер инструментов для решения задач, предоставляемых детям. Эти инструменты должны быть подходящими возрасту.

«Развитие ребенка и его ведущая деятельность в каждом возрасте требуют учета при обучении. Например, сюжетно-ролевая игра с символическим характером важна для дошкольников. Задача по подсчету чисел или измерению длины не очень полезна в этом возрасте, а вот поиск волшебного ключа – подходящее задание. – говорит Александр ВераксаЗаведующий кафедрой педагогики и психологии образования факультета психологии МГУ, академик Российской академии образования.

В рамках этих принципов коллектив российских ученых МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального центра психологических и междисциплинарных исследований совместно с мексиканскими коллегами из университета Тласкала разработал программы введения старших дошкольников в математику. Программа доказала свою эффективность с точки зрения формирования начальных математических понятий и развития у детей интереса к дальнейшему изучению математики.

Выступления с результатами работы состоялись на симпозиуме, прошедшем 1-2 июня 2025 года в рамках Международного онлайн-форума «Ребенок в цифровом мире». Его организаторами стали МГУ имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российское психологическое общество при поддержке Министерства науки и высшего образования и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Ежегодно на форуме представляется более 300 исследований из более чем 50 стран.

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: ru.123rf.com