Посещение музеев положительно влияет на слуховую память у детей дошкольного возраста – исследование психологов МГУ

Специалисты факультета психологии МГУ провели исследование, посвященное тому, как частота посещения культурных мероприятий российскими семьями, имеющими детей дошкольного возраста, влияет на их когнитивное развитие. Анализ показал, что у детей, регулярно посещающих музеи, более развита слуховая рабочая память. Важно отметить, что выявленная взаимосвязь не зависит от пола и возраста ребенка, а также от уровня образования его родителей. Результаты исследования, которое финансировал Российский научный фонд (проект № 25-28-01329), указывают на значительную роль культурной активности для формирования когнитивных способностей детей дошкольного возраста), опубликованы в журнале Early Child Development and Care.

В последние годы во всем мире отмечается стабильный интерес к культурно-образовательным событиям. По данным отчета Европейской музейной академии, количество посетителей музеев в Европе восстановилось до показателей, предшествовавших пандемии, и продолжает увеличиваться. В России за последние три десятилетия посещаемость музеев выросла на 50.

Безусловно, это положительная динамика. Результаты многочисленных международных исследований показывают, что регулярное посещение культурных мероприятий положительно влияет на успеваемость, помогает укрепить связи с другими людьми и существенно улучшает самочувствие.

Несмотря на подтвержденную пользу культурной деятельности для всестороннего развития, результаты опросов свидетельствуют о том, что регулярное посещение музеев и театров не является привычным занятием для всех групп населения.

«По данным исследований, люди с высшим образованием и жители крупных городов чаще всего посещают культурные мероприятия », – говорит Кристина Тарасова, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии Московского государственного университета.

В ходе исследования, проведенного специалистами факультета психологии МГУ, была изучена связь между посещением культурных мероприятий и когнитивным развитием детей дошкольного возраста. Охват исследования составил более 1200 семей. Результаты показали, что примерно половина опрошенных семей регулярно посещает музеи (47,2%) и театры (55,2%). В семьях, где родители имеют высшее образование, посещение музеев и театров с детьми наблюдается значительно чаще.

Исследования, посвященные взаимосвязи культурной деятельности дошкольников и их когнитивному развитию, выявили, что частота посещений музеев оказывает заметное влияние на развитие слуховой рабочей памяти у детей.

«По данным исследований, регулярные посещения музеев положительно влияют на развитие слуховой рабочей памяти у детей. Эта закономерность наблюдается во всех семьях, независимо от возраста и пола детей, а также от уровня образования их родителей, что свидетельствует о важности культурно-просветительской деятельности для когнитивного развития дошкольников », – подчеркивает специалист из факультета психологии МГУ Арина Шатская.

Работа демонстрирует необходимость разработки и реализации инициатив, целью которых является расширение возможностей для российских семей по посещению культурных мероприятий, что, в конечном итоге, будет способствовать гармоничному развитию детей.

Информация предоставлена пресс-службой МГУ