Психологи МГУ выявили связь между чрезмерным контролем в детстве и сниженной учебной мотивацией у студентов.

Изучение родительского контроля является одним из ключевых направлений в исследованиях родительства, начиная с ранних работ в этой области. Современные исследования демонстрируют, что родительский контроль оказывает негативное влияние на благополучие и успеваемость детей. В рамках недавнего исследования, проведенного учеными факультета психологии МГУ совместно с коллегами, анализ данных, полученных от нескольких сотен студентов, показал, что излишне контролирующее поведение родителей может привести к снижению мотивации у детей в период обучения в университете.

Результаты опубликованы в журнале «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

«Необходимо различать контроль, который представляет собой поддержание структуры посредством заранее определенных норм поведения для регулирования деятельности, и психологический контроль, при котором родитель прибегает к давлению и манипуляциям, чтобы добиться желаемого поведения, вызывая у ребенка чувство вины и используя угрозы наказаний. Как показывает практика, именно такой тип контроля негативно влияет на успеваемость» , — сообщила профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Тамара Гордеева.

«На выборке, состоящей из 281 студентом, наше исследование выявило, что студенты, оценившие контроль со стороны родителей в детстве как более выраженный, демонстрируют более низкий средний балл и более высокий уровень внешней мотивации и амотивации по сравнению со студентами, которые оценивали родительский контроль как менее строгим. Это свидетельствует об отсутствии у таких студентов интереса к учебному процессу, что негативно влияет на их успеваемость» , — пояснила Дарина Нечаева, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, а также научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

«Исследование выявило, что родительские стратегии оказывают существенное влияние не только в раннем детстве, но и в подростковом возрасте. Такие методы воспитания, как манипулирование чувством вины, запугивание наказаниями и акцент на достижении исключительно высоких результатов, могут негативно сказаться на учебной мотивации у студентов» , — сообщил Олег Сычев, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Алтайского государственного педагогического университета (Бийского филиала).

Похожие данные получили исследователи, работавшие с большей группой студентов и старшеклассников.

Информация предоставлена пресс-службой МГУ