Проекты помогают уменьшить тревожность у малышей

В последние годы проектная деятельность, от оформления макетов до научных исследований, стала популярным трендом в школьном образовании. Возникает вопрос: применима ли эта практика в детском саду и какие возможности она открывает для развития дошкольников? Дошкольный возраст – критический этап, формирующий основу для успешного обучения и социализации в будущем. В современной системе дошкольного образования важно использовать подходы, которые реально помогают детям развиваться.

Учёные факультета психологии МГУ при поддержке Российского научного фонда (грант № 23-18-00506) выяснили, что в возрасте 4–5 лет дети могут выполнять проектные задания, которые благотворно развивают речь и эмоции.

Эксперимент выявил два типа проектной работы, применяемых с детьми дошкольного возраста.

  • творческий проектЭтот проект направлен на разработку нового продукта, который воплотит личный замысел детей. Затем дети продемонстрируют свой продукт сверстникам, родителям и другим взрослым (например, поставив спектакль, проиллюстрировав сказку, сняв короткометражный фильм или создав коллективную поделку).
  • исследовательский проектДети совместно с воспитателем разыскивают ответы на вопросы о природе вокруг, оформляя результаты в материале (книге-энциклопедии, модели, стенде или музейной экспозиции).

Проектная деятельность включает этапы: создание педагогом проблемной ситуации и вопроса, на который дети вместе ищут ответ; поиск ими возможных решений; выбор цели и продукта проекта; планирование действий; реализацию задуманного (создание продукта, проведение исследования) и итоговую презентацию проекта.

Два типа проектных занятий изучались для понимания их воздействия на эмоциональный рост и речевое развитие детей дошкольного возраста. , — говорит Валерия Плотникова, аспирант факультета психологии МГУ. — Исследование с участием более трехсот детей выявило, что творческая проектная деятельность существенно снижает уровень тревожности у дошкольников. ».

Эксперимент доказал, что творческие проекты способствуют развитию речи у детей дошкольного возраста.

Творческая проектная деятельность повышает не только грамматическую точность речи, но и её смысловую выразительность. Ребенок учится строить рассказы и рассуждения более связно и логично, а также ясно излагать свои мысли для понимания другими. Смысловая связность речи является основой успешного общения. Результаты демонстрируют важность для детей дошкольного возраста выражения своего отношения к окружающему миру – субъектная позиция запускает развитие коммуникации, так как ребёнку становится существенно передать своё видение сверстникам и взрослым. , — комментирует Александр ВераксаРуководитель проекта, зав. кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.

Ученый подчеркнул, что проектная деятельность не только допустима, но и полезна в детском саду для развития малышей. Это первое крупномасштабное исследование в России, доказавшее эффективность отечественных методик проектной деятельности уже в раннем детстве.

Специалисты обращают внимание на то, что возможности развития ребёнка через проектную деятельность зависят от взаимодействия взрослого с ребёнком. Важно поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка на каждом этапе работы над проектом, а также использовать символические способы для выражения переживаний, вложенных детьми в проект (например, уточнить, что дети считают самым ценным и важным в проекте, или как зрители его поймут).

Х.Э.Т. Осле, президент Кубинского психологического общества и профессор Гаванского университета, сделал заявление на Форуме Х.Э.Т. В России при работе над проектами особое внимание уделяется способности ребенка самостоятельно выбирать пути разрешения актуальных социальных задач, что стимулирует его инициативу и повышает эффективность деятельности.

Исследование выявляет потенциал развития у дошкольников речи и эмоций посредством творческих проектов в детском саду, учитывая возрастающие коммуникативные сложности современных детей, а также важность данной подготовки для успешной школьной адаптации.

Результаты исследования были представлены на Международном форуме «Ребенок в цифровом мире», проведённом МГУ имени М.В. Ломоносова, ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований, Российским психологическим обществом при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В форуме приняли участие спикеры из более чем 50 стран мира. Благодаря трём официальным языкам мероприятия — русскому, английскому и испанскому — участники могли обменяться опытом и знаниями о возможностях развития и образования ребенка в современном мире.

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: ru.123rf.com