Проектная работа помогает дошкольникам справляться с тревожностью

В последние годы в школьном образовании наблюдается устойчивый тренд на проектную деятельность, охватывающую как создание макетов, так и проведение полноценных научных исследований. Однако насколько реалистично применение столь распространенной в школах практики в детском саду, и какие перспективы она предоставляет для развития дошкольников? Дошкольный возраст представляет собой ключевой этап в развитии ребенка, формирующий базу для его дальнейшего успешного обучения и социализации. Поэтому в современной системе дошкольного образования необходимо использовать методики, которые действительно способствуют развитию детей.

Согласно исследованию, осуществленному учеными факультета психологии МГУ при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 23-18-00506), дети в возрасте от четырех до пяти лет демонстрируют способность к выполнению проектных задач, что способствует развитию их речи и эмоциональной сферы.

В ходе эксперимента было установлено, что в дошкольном возрасте реализуются два основных вида проектной деятельности:

  • творческий проект, проект, ориентированный на разработку нового продукта, воплощающего индивидуальное видение детей и предполагающего его последующую демонстрацию одноклассникам, родителям и другим взрослым (например, театральная постановка, оформление сказки, создание короткометражного видео, изготовление коллективной работы);
  • исследовательский проект, в таком проекте дети, совместно с педагогом, исследуют интересующие их вопросы, связанные с окружающим миром, и представляют результаты в виде конкретного продукта, такого как книга-энциклопедия, макет, информационный стенд или музейная экспозиция).

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов: педагог создает проблемную ситуацию и формулирует вопрос, на который дети ищут ответ сообща; дети ищут возможные решения; выбирается цель и продукт проекта; составляется план действий; осуществляется задуманное (создается продукт, проводится исследование); завершающим этапом является презентация проекта.

«Было проведено сравнение влияния двух видов проектной деятельности на эмоциональное развитие и речь дошкольников , — говорит Валерия Плотникова, аспирант факультета психологии МГУ. — В ходе исследования, в котором приняли участие более 300 детей, было установлено, что творческая проектная деятельность оказывает заметное влияние на снижение тревожности у дошкольников ».

В ходе эксперимента было достоверно установлено, что творческая проектная деятельность также положительно влияет на развитие речи у детей дошкольного возраста.

«Творческая проектная деятельность помогает не только совершенствовать грамматику и лексику речи, но и развивает ее смысловое наполнение. Это позволяет ребенку учиться строить более последовательные и логичные рассказы и рассуждения, а также четко и понятно формулировать свои мысли. Смысловая связность речи является ключевым фактором успешного общения. Исследования демонстрируют, что с дошкольного возраста важно давать детям возможность выражать свою точку зрения на окружающий мир – такая активная позиция стимулирует развитие коммуникативных навыков, поскольку ребенку становится необходимо донести свое видение до сверстников и взрослых» , — комментирует Александр Веракса, руководитель проекта, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.

По словам исследователя, проектная деятельность не просто допустима, но и выгодна для развития детей в детском саду. Данное исследование стало первым в России, продемонстрировавшим результативность отечественной методики проектной деятельности в дошкольном возрасте».

Развивающий эффект проектной деятельности в значительной степени зависит от взаимодействия взрослого и ребенка. Важно поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка на всех этапах работы над проектом, а также использовать символические средства для выражения его чувств и идей, воплощенных в конечном продукте. Например, необходимо выяснять, что дети считают наиболее ценным и важным в проекте, и как, по их мнению, зрители смогут понять его замысел).

По словам Х.Э.Т. Осле, президента Кубинского психологического общества и профессора Гаванского университета, который выступил на Форуме Х.Э.Т, «в России применяемый подход к проектной деятельности акцентирует внимание на предоставлении ребенку возможности самостоятельно выбирать способы решения социально значимой задачи, что способствует повышению его активности и результативности».

Учитывая возрастающие сложности в общении у современных дошкольников, данное исследование указывает на возможности развития их речевых и эмоциональных навыков в детском саду с помощью творческой проектной деятельности. Это особенно актуально в связи с необходимостью подготовки детей к школе.

В рамках Международного форума «Ребенок в цифровом мире», организованного МГУ имени М.В. Ломоносова, ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований, Российским психологическим обществом при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, было представлено исследование. На форуме выступили эксперты из более чем 50 стран мира. Использование русского, английского и испанского языков как официальных языков мероприятия обеспечило возможность для участников со всего мира поделиться опытом и знаниями о развитии и образовании детей в современном мире.

Информация предоставлена пресс-службой МГУ