Парфюмерия: наука и искусство во времени

С незапамятных времен человек жаждет красоты. Для удовлетворения нашего зрения появились великие картины, для слуха — музыка. Для обоняния человечество изобрело парфюмерию. Если за последние столетия вуаль тайны вокруг художников и музыкантов заметно спала, то аура загадочности вокруг парфюмеров сохраняется до сих пор. Где в России можно освоить профессию парфюмера, что для этого нужно и сколько в этом науки, а сколько — искусства, попытался разобраться корреспондент «Научной России».

В течение нескольких веков профессия «парфюмер» постепенно оформилась из гильдии аптекарей, обладавших знаниями о лекарственных и ароматических растениях. Необходимость использования душистых веществ в обиходе европейцев зародилась с целью придания приятного аромата перчаткам из телячьей кожи, чтобы устранить запах кожи и дубильных веществ. Смеси масел применялись также для маскировки неприятных запахов тела, так как считалось, что мыться вредно, а болезни передаются через воду.

Парфюмерия как искусство возникла давно и использовалась в ритуалах, лечении болезней. Ароматические масла, благовония и смолы символизировали богатство, статус, связь с божественным. В религиозных обрядах Древнего Египта применялись эфирные масла ладана, кипариса, лотоса, а мирру использовали в жертвоприношениях и мумификации. В Древнем Китае популярными были ароматы жасмина, сандалового дерева, розы, а в Индии – ароматические экстракты.

Афиша нового аромата. Англия. Работа Луиса Рхеда. 1895 год.

Источник: Метрополитен-музей

Археологические находки доказывают древность искусства парфюмерии. В 2003 году на Кипре обнаружили мастерскую, где во II тысячелетии до нашей эры изготавливали духи. Среди находок — перегонные кубы, сосуды для смешивания и флаконы для ароматов. Парфюмерию упоминают даже в Библии, где описывается использование ароматических масел. В VII веке нашей эры в Северной Индии зафиксировали ранние сведения о дистилляции эфирных масел, таких как масло орлиного дерева. А в IX веке арабский химик аль-Кинди написал трактат «Книга химии духов и дистилляции», где описал более 100 рецептов ароматических масел и технологий их производства.

После падения Римской империи использование духов связывали с тщеславием и даже греховностью. На длительный период применение духов ограничилось церковными обрядами, где использовались мирра и ладан. Возрождение парфюмерии началось с налаживания торговых связей с Востоком. С появлением спирта производство стало развиваться в направлении более привычных нам видов парфюмерии — одеколонов, духов. Парфюмеры начали придумывать ароматы, а не просто использовать эфирное масло. Работа шла в разных направлениях: повторения природных запахов, чаще всего аромата конкретного цветка (ландыш, сирень, роза, фиалка), или создания новых, фантазийных духов (королевский папоротник).

Наполеон Бонапарт был одним из самых известных любителей одеколона; использовал его настолько часто, что современники утверждали, будто он им мыл голову и плечи. В России парфюмерия начала развиваться в XVIII веке как часть медицины: духи изготавливались фармацевтами и продавались в аптеках. Популярными ароматами были роза и мята, но со временем ассортимент расширился благодаря сочетанию розового масла, бергамота, цитрусовых и лаванды.
Интерес к духам усилился во время эпидемии чумы в Москве в 1770 году, когда возникло поверье, что ароматы обладают целебными свойствами и могут защитить от болезней.

Рекламный плакат пудры и губной помады, выпускаемый в СССР, работы Максима Литваку-Максимова (1938).

Источник: Российская государственная библиотека

В России фабричное производство духов началось в 1840-х годах после появления синтетических душистых веществ. Сейчас для того чтобы парфюмерия появилась на рынке, достаточно лишь сотворить аромат недостаточно. Аромат должен быть не только создан, но и произведен промышленным способом.

Переходя к масштабированию производства, от лаборатории парфюмера до промышленного уровня, невозможно обойтись без технологических знаний. Технология изготовления парфюмерии включает в себя смешивание композиции из базовых и других душистых веществ, растворение в спирте, отстаивание и выстаивание (этапы с похожими названиями), фильтрование готовой продукции. Далее выполняется розлив, упаковка и маркировка. Необходимо проверить качество готового продукта перед отправкой заказчику. Входной контроль сырья — также важный этап работы, — рассказал П.Е. Вандышев.

В 2024 году РХТУ имени Д.И. Менделеева начал набор студентов на первую в России магистерскую программу по подготовке парфюмеров-технологов. В рамках магистерской программы «Технология парфюмерно-косметических композиций» студенты изучают дисциплины обязательного и вариативного блоков: принципы создания парфюмерных композиций, химию и технологию синтетических душистых веществ, коллоидно-химические свойства дисперсных систем, технологию парфюмерно-косметических средств, свойства и применение натуральных душистых веществ, основы микробиологии парфюмерно-косметических композиций, управление качеством и анализ парфюмерной продукции.

П.Е. Вандышев

Источник фото: Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

Производство косметических средств включает использование душистых веществ. Каждое такое изделие имеет свои технологические особенности: работа с жировой и водной фазами при определённых температурах, смешивание, гомогенизация и так далее. Специалисту в области технологии парфюмерно-косметических композиций необходимы знания аналитической, органической, коллоидной химии, а также процессов и аппаратов химического производства.
Введение даже небольшого количества душистых веществ может привести к нежелательным последствиям. Например, эмульсия может стать нестабильной. Это область коллоидной химии. Знания в области органической химии позволяют оценить, как душистые вещества изменяются при хранении или введении их в сложные косметические составы.
Важен и последующий этап продвижения продукта, поэтому в магистерский курс включены дисциплины маркетинга и рекламы. Набор дисциплин нашего курса позволит выпускнику реализовать себя на любом этапе производства парфюмерно-косметической продукции.

Парфюмерия по-прежнему больше связана с искусством, чем с наукой. В работе проявляется индивидуальность, особенности личности мастера. Создание новых ароматов — творческий процесс, и в последнее время появляется много фантазийных композиций: иногда это ароматы денег, табака, сырой земли. Такие ароматы вызывают у каждого человека собственные ассоциации, эмоции и ощущения. Парфюмер же имеет своё представление о каждой задаче и ассоциативном ряде. Могут быть созданы несколько вариантов ароматов и парфюмерных композиций, а затем из них выбираются готовые или дорабатываются образцы.

«пятнадцать миллионов людей приобретают мыло «Букет моей бабушки»»

Источник: Школа дизайна НИУ ВШЭ

В восприятии запахов нет универсального приятного для всех.
Существуют же ароматы, популярные у многих. Любители свежеиспеченного хлеба живут в Англии. В России предпочтение отдается фруктовым и цветочным запахам. Даже свежий воздух без резких нот может приносить бодрость и улучшать настроение из-за высокого содержания кислорода.

Восприятие запахов начинается с проникновения ароматических молекул вместе с воздухом в нос. Воздух, проходя через носовые полости, согревается и очищается, а затем достигает обонятельного эпителия — области носовой полости, покрытой слизью и содержащей обонятельные нейроны. Нейроны фиксируют запахи, а обонятельные рецепторные белки связываются с молекулами ароматических веществ. Затем рецепторы преобразуют полученную информацию в электрические сигналы и передают их в обонятельные луковицы, расположенные в мозге на уровне переносицы.

Обонятельные луковицы выполняют главную функцию в обработке запахов: принимают сигналы от рецепторов, преобразуют их в специфические импульсы и передают в обонятельный центр головного мозга. Обонятельные нейроны обновляются каждые четыре-восемь недель, постепенно адаптируясь к частым запахам человека. Это свойство позволяет тренировать обонятельную систему.

Парфюмеру необходимо владеть знаниями в области коллоидной химии для оценки стабильности и свойств сложных систем, таких как эмульсии. Изменения в составе влияют на коллоидно-химические свойства системы, что может привести к ухудшению потребительских качеств продукции и нестабильности смеси при хранении. Для предотвращения негативных процессов нужно заранее оценить возможные результаты взаимодействия компонентов. Кроме того, необходимы знания в органической химии для понимания состава применяемых материалов: душистых веществ (как натуральных, так и синтетических), эфирных масел, настоев, экстрактов и абсолютов — сложных смесей органических веществ, качество которых зависит от их состава и условий хранения.

Министерство промышленности и торговли РФ предложило внедрить новую учебную программу по подготовке парфюмеров-технологов в РХТУ им. Д.И. Менделеева. Ученый считает это свидетельством взвешенной оценки потребности, направленной на формирование технологического суверенитета даже в не являющихся основными отраслях экономики, но повышающих качество и уровень жизни населения. По его мнению, к работе парфюмера есть интерес со стороны как профессионального сообщества, так и будущих молодых специалистов. Выпускники новой магистерской программы имеют все шансы быть востребованными на отечественном и внешнем рынке труда.

Есть ли у российской парфюмерной промышленности шансы создать мировые бренды? Уверен, что да. Важно то, насколько нам доступны знания и преодолимы ограничения, введенные регуляторами стран, формирующих мировую парфюмерную отрасль. Тот, кто идёт вперёд, проложит себе дорогу. А талантливый человек, творческий инженер обязательно найдёт востребованную нишу.