Океанологи отмечают позитивные изменения в экологии Балтийского моря.

61-й рейс научно-исследовательского судна «Академик Борис Петров» Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН завершился 4 июля 2025 года. Во время рейса, который проходил в российских секторах Балтийского моря, были исследованы восточная часть Финского залива и юго-восточная часть Балтики. В ходе экспедиции выполнен комплекс океанологических исследований, целью которых было изучение экологического состояния акватории и углеродного цикла для обеспечения климатического мониторинга моря.

В рамках государственного задания Атлантическое отделение Института океанологии РАН организовало экспедицию, в которой приняли участие ведущие научные организации и университеты, такие как Балтийский федеральный университет имени И. Канта и Институт Карпинского, а также ряд производственных компаний-партнёров (ООО «Фертоинг», ООО «МВБ»).

Значительным научным достижением стало детальное изучение углеродного цикла, включая потоки парниковых газов (углекислого газа и метана) между водой и атмосферой в российских секторах Балтийского моря. Оценка потоков углерода и веществ, влияющих на климат, осуществляется в ходе исследований на морском карбоновом полигоне БФУ им. И. Канта, проводимых при поддержке Минобрнауки России (ИО РАН – участник карбонового полигона), а также в рамках разработки регионального модуля климатического мониторинга Балтийского моря на базе консорциума «Океан: мониторинг и адаптация» (соглашение между БФУ им. И. Канта и ИО РАН о реализации исследований в рамках проекта ВИП ГЗ).

Результатом практической работы стало определение новых форм рельефа дна, представленных осадочными отложениями, на глубинах от 80 до 90 метров в юго-восточной части Балтики. Выявленные песчаные прослои могут послужить ресурсом для формирования искусственных пляжей на курортах Калининградской области.

В целях импортозамещения были проведены испытания океанологических приборов, созданных в Институте океанологии РАН. В их числе – автономные седиментационные ловушки, предназначенные для изучения потока взвешенного вещества, и инклинометры, используемые для измерения течений. Применение ловушек позволило оценить потоки органического вещества, которое является частью глобального цикла углерода 2, с поверхности на дно моря.

Благоприятным фактором для экологического состояния моря стало то, что во время штормов в глубинные слои Гданьской впадины поступали насыщенные кислородом поверхностные воды. Это позволило уменьшить концентрацию сероводорода, который является токсичным и губителен для морских организмов, и создать более благоприятные условия для обитателей Балтийского моря. Таким образом, как уникальные бухты Северного моря, так и штормовые воздействия способствуют восстановлению и поддержанию баланса экосистемы в условиях постоянной нехватки кислорода.

В ходе регулярного производственного экологического мониторинга ученые изучили состояние окружающей среды в районах, где ведется добыча нефти в море. Исследования не выявили негативного воздействия на экосистему Балтийского моря.

Результаты, полученные в ходе 61-го рейса научно-исследовательского судна «Академик Борис Петров», позволили расширить многолетние ряды данных для оценки текущего состояния моря и изучения изменений климатических процессов. Для прогнозирования будущих изменений и разработки стратегии адаптации к ним, а также для планирования хозяйственной деятельности в морской акватории, такие продолжительные исследования имеют важное значение.

Пресс-служба Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН предоставила информацию и фотографии