Ученые из Томска представили новый способ прогнозирования размеров дочерних капель.

Специалисты лаборатории тепломассопереноса Томского политехнического университета разработали инновационный математический подход, обеспечивающий точное прогнозирование размеров образующихся дочерних капель. Полученные данные позволят оптимизировать системы распыления топлива в двигателях и разработать перспективные технологии термической очистки жидкостей.

Работа исследователей получила финансирование от Российского научного фонда ( 23-69-10006). Результаты работы опубликованы в журнале Physics of Fluids (Q1, IF: 4,3).

Капли, образующиеся в результате микровзрывной фрагментации и отделяющиеся от основной массы, называются дочерними.

«Изучение отдельных капель является отправной точкой любого исследования в области топливной энергетики. В ходе прогрева гетерогенных капель, содержащих топливо и воду, возможно возникновение микровзрывов, обусловленных вскипанием микрокапель воды. Эти капли проходят два этапа: нагрев до условий, вызывающих фрагментацию, и последующий распад. Распад может быть неполным, что мы определяем как «пыхтение», или полным – микровзрывом. Понимание данной механики позволяет оптимизировать параметры распыления, повысить эффективность сгорания топлива и общую производительность двигателя, а также снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу», — отмечает один из авторов исследования, инженер-исследователь лаборатории тепломассопереноса ТПУ Роман Федоренко.

Новая математическая модель, разработанная учеными лаборатории тепломассопереноса ТПУ, позволяет с высокой точностью прогнозировать размеры образующихся капель, учитывая такие факторы, как температура окружающей среды, скорость нагрева и их состав. Эффективность модели подтверждена: расхождение с результатами экспериментов не превышает 10%, что соответствует статистической погрешности.

Чтобы оценить работу своей модели, политехники провели свыше 150 экспериментов. В этих экспериментах родительские капли, содержащие воду и горючее (дизельное топливо и рапсовое масло), подвергались нагреву в потоке газа с температурой от 300 до 973 °C. Для проведения исследований была использована специальная установка, обеспечивающая точный контроль температуры, скорости потока газа, а также характеристик родительских капель, таких как состав и размер.

«Наши исследования показали, что повышение температуры окружающей среды приводит к уменьшению размеров дочерних капель. Это обусловлено увеличением давления в паровом слое и ускоренным разрушением оболочки капли. Также, характеристики капель (форма и размер) оказывают существенное влияние на процессы микровзрывной фрагментации. В частности, смещение водяного ядра от центра капли приводит к увеличению размера дочерних капель. Выявленные закономерности позволяют с высокой точностью прогнозировать изменения параметров сжигания топлива в различных условиях эксплуатации и предоставляют новые возможности для управления этими процессами», — добавляет Роман Федоренко.

Исследователи выявили зависимость формирования дочерних капель от состава исходной жидкости. Капли, содержащие более вязкие жидкости, такие как рапсовое масло, демонстрировали менее выраженный процесс распада по сравнению с каплями на основе дизельного топлива. В результате, размер дочерних капель в случае более вязких жидкостей зачастую превышал 20–30 мкм, в то время как у менее вязких – не превышал 10 мкм.

Полученные исследователями лаборатории данные позволят совершенствовать топливоподача в двигателях и разрабатывать инновационные методы термической обработки жидкого топлива.

Информация поступила из пресс-службы Томского политехнического университета