Археологи МГУ обнаружили уникальный небесно-голубой цвет в пещерных святилищах эпохи палеолита.

Студенты исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова обнаружили ранее неизвестный, насыщенный цвет, использовавшийся палеолитическими художниками в Каповой пещере.

За более чем 120 лет изучения пещер с палеолитическими рисунками археологи идентифицировали около 400 подобных подземных комплексов в Европе – от Испании и Франции до Южного Урала. Изображения животных и геометрические знаки на стенах пещер либо создавались посредством гравировки тонкими линиями, либо наносились минеральными красками чёрного, жёлтого и красного цветов. Эти пигменты активно применялись людьми эпохи палеолита в ритуалах, проводившихся в пещерах с настенными изображениями, что подтверждается остатками красок, найденными в культурных слоях этих памятников. По мнению ряда исследователей, выбор чёрного, жёлтого и красного цветов для создания рисунков был ограничен строгой символической системой, поскольку на открытых стоянках, где велась повседневная жизнь, редко обнаруживаются свидетельства использования более широкой цветовой гаммы, включающей белый, фиолетовый, зелёный и синий. При этом разнообразие оттенков напрямую зависело от доступности минерального сырья и технологии изготовления красочных составов, включая степень измельчения твёрдых минеральных частиц.

В рамках археологической практики студенты исторического факультета МГУ при разборке архивных материалов по раскопкам Каповой пещеры (Южный Урал, Башкирия) сделали неожиданное открытие: оказалось, что в подземном святилище эпохи верхнего палеолита использовались краски нежно-голубых и небесно-голубых оттенков примерно 15-19 тысяч лет назад. Найденные образцы указывают на наличие сложных технологий изготовления мягких, жидких и пастообразных красок, обладающих насыщенными голубыми тонами.

После завершения анализа археологических находок будет определен минеральный состав и вероятные места добычи сырья, необходимого для получения голубой краски.

Доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции Владислав Житенёв:

«Пересмотр концепции строгого ограничения цветовой палитры до трех цветов при создании настенных изображений в пещерных святилищах верхнего палеолита кардинально изменяет сложившиеся за последнее столетие представления о символике цвета в пещерном искусстве и об облике и развитии культуры палеолита. Обнаруженные свидетельства, указывающие на значительно более сложный уровень развития культуры верхнего палеолита, по сути, являются одним из ключевых открытий последних лет не только в области истории искусства и визуальной эстетики, но и поведенческих основ сложных человеческих сообществ позднего плейстоцена. Безусловно, как за рубежом, так и в нашей стране – на стоянках от Сибири до Северного Кавказа и Русской равнины – были известны отдельные случаи применения пигментов и минералов голубого цвета в верхнем палеолите, однако в пещерах с настенными изображениями, где использование цвета казалось весьма ограниченным, подобных обнаружений разнообразно подготовленных – и жидких, и порошкообразных, и мягких – голубых пигментов, использовавшихся, как показывают новые материалы, совместно с черными, красными, желтыми и оранжевыми красками, прежде не было. Находки, сделанные нашими студентами, существенно корректируют современные научные представления о художественных практиках верхнего палеолита, а также поисковые критерии в нашей области археологии. Вероятной причиной отсутствия информации о более широкой цветовой гамме, использовавшейся в верхнем палеолите, может быть как ограниченность исследований пещерных святилищ, что связано с необходимостью сохранения этих хрупких объектов наследия, так и особенности методических подходов к изучению археологических памятников, которые постоянно совершенствуются ».

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ