Стратегия развития образования в России до 2036 г. должна определять стандарты для всех ступеней образования ― от дошкольного до университетского. Сейчас основная задача состоит в том, чтобы определить основные направления работы: на какие основные принципы ориентироваться и каких ошибок избежать. 8 июля в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось заседание, в котором приняли участие члены Российского союза ректоров (РСР), Министерства образования, Государственной думы, Российской академии наук и других профильных ведомств. Участникам заседания удалось наметить основные принципы, которыми следует руководствоваться при дальнейшей работе над документом: это установление единых стандартов обучения и соблюдение преемственности разных ступеней образования.
Выступление с докладом сделал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент РСР Виктор Садовничий. Он подчеркнул, что стратегия предусматривает поэтапный переход от Болонской системы образования и возвращение к российским образовательным стандартам. Также он сообщил, что главная цель разработки единого документа для всей системы образования в России — создание общего образовательного пространства и установление основополагающих принципов дальнейшего развития образования.
«Я хотел бы отметить, что данная стратегия подтверждает позицию, согласно которой образование не должно рассматриваться как услуга, и признает его общественным благом, приоритетом в котором является личность», — сказал Виктор Садовничий.
Необходимость создания единого образовательного пространства обусловлена тем, что в высших учебных заведениях часто приходится повторять школьную программу – это, по мнению участников заседания, является одной из ключевых проблем современного российского образования. В частности, данный вопрос был озвучен министром просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. По мнению министра просвещения, для решения существующей проблемы необходимо разработать единую федеральную программу школьного и университетского образования и утвердить унифицированные учебники по всем школьным предметам. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в школах уже используются единые учебники по предметам, которые относят к «мировоззренческим»: истории, литературе и обществознанию. Права на эти учебники принадлежат Министерству просвещения, которое имеет право вносить в них изменения. На данный момент это не распространяется на специализированные учебные пособия, используемые в высших учебных заведениях.
Особое внимание было уделено развитию технического и естественнонаучного образования, которое теперь считается приоритетным направлением для России. Министр просвещения подчеркнул, что наблюдается рост числа выпускников, сдающих ЕГЭ по естественнонаучным дисциплинам. В настоящее время наиболее востребованными среди молодежи являются педагогические, медицинские и инженерные специальности.
«Эпоха, когда все стремились стать юристами и экономистами, несмотря на уважение к этим профессиям, подошла к концу», — заключил Сергей Кравцов.
Участники сессии подчеркнули важность комплексного социогуманитарного подхода к образованию и воспитанию, а также необходимость формирования базовых ценностей в школе, к которым в дальнейшем в вузах добавляются практические навыки.
Первоначальный проект стратегии был обнародован в марте и затем значительно пересмотрен. Так, Межведомственная рабочая группа внесла более 1000 предложений, которые были рассмотрены в апреле-мае. Активное участие в разработке стратегии принимает РСР. Основные предложения союза уже переданы в Государственную Думу. Завершение работы над документом запланировано на октябрь, а к концу года ожидается представление стратегии реализации.
Материал создан при содействии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации