Научная коммуникация: что обсуждали на форуме «SciComm Neva»

Всероссийский форум научных коммуникаторов состоялся в Санкт-Петербургском государственном университете «SciComm Neva» – 2025 — форум стал важной платформой для обмена опытом и обсуждения стратегий популяризации науки. В мероприятии приняли участие представители университетов, научных организаций, технологических компаний, музеев и СМИ из разных регионов страны. В центре внимания были вопросы взаимодействия науки и бизнеса, приёмы визуальной коммуникации, различные формы научного PR, применение нейросетей в работе научного коммуникатора и другие, как проверенные временем, так и новые способы сделать науку понятной и доступной для широкой публики.

На форуме с докладом выступила Надежда Дмитриева, пресс-секретарь Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН. Она поделилась опытом, как небольшая группа специалистов способна преобразовать внутренний проект в результативный коммуникационный инструмент. В качестве примера был представлен кейс о фотоконкурсе, организованном в честь 60-летия института и 300-летия РАН. Благодаря конкурсу удалось создать широкий спектр медиаматериалов и выставить фотографии на выставках для широкой публики, в том числе за пределами Новосибирска, а также для публикации на сайте федерального СМИ.

«Тренд в коммуникациии (не только в научной) сегодня настолько тонки, что внутренняя и внешняя коммуникация переплетаются, и необходимо освоить, как извлечь выгоду из этой особенности , — отметила пресс-секретарь ИФП СО РАН. — Это особенно важно для небольших команд, которые сталкиваются с ограниченностью ресурсов, но при этом отвечают за коммуникацию как с внутренней аудиторией (сотрудниками университета или научно-исследовательского института), так и с внешней. При правильной организации работы даже локальное событие может послужить материалом для участия в выставках в других городах и для публикаций в средствах массовой информации федерального уровня».

Конкурс научной и репортажной фотографии перестал быть исключительно внутренним мероприятием института. Благодаря высокому качеству работ и их визуальной привлекательности, а также четко сформулированным критериям оформления, фотографии были отобраны для совместных проектов телеканала «Наука» и Российского научного фонда и представлены на фестивале «Техноарт» (всероссийском форуме молодых ученых «Технопром»-2024 «Полюс» в Архангельске.

«После завершения конкурса и формирования фотобанка стало очевидно, что его можно использовать и в дальнейшем: фотографии вызывали интерес и побуждали к изучению изображенных на них сюжетов , — они обладали привлекательным внешним видом, вызывали интерес у зрителей. Участники также давали развернутое объяснение представленных фотографий (это было заранее прописано в положении о конкурсе) и — важный момент — разрешение на использование. Это позволило быстро подавать материалы для публикации на внешних ресурсах », — рассказала Надежда.

В качестве показательных примеров можно выделить интерактивный онлайн-квиз «Угадайте, что на фото» на сайте телеканала «Наука», разработанный пресс-службой РНФ. Для онлайн-игры использовались фото авторства ученых ИФП СО РАН и других российских исследователей.

Основной акцент в докладе был сделан на необходимости создания качественного контента на начальном этапе работы: «Контент играет ключевую роль. Если с самого начала будет собран качественный материал (что требует определения критериев на старте), то впоследствии появятся возможности для распространения. Даже если проект представляется нишевым и локальным, стоит поискать возможность, за которую можно зацепиться и продвинуть его проект в публичное пространство. Кроме того, можно использовать собранный контент для разработки имиджевой продукции (календарей, буклетов, разнообразного мерча), публикаций на собственных ресурсах», — пояснила Надежда.

Выступление спровоцировало активное обсуждение среди участников форума. Они подчеркнули практическую значимость представленного примера и возможность его применения в других компаниях, а также внесли предложения по дальнейшему развитию.

Благодаря участию пресс-секретаря ИФП СО РАН в форуме, появилась возможность поделиться опытом с коллегами из ведущих университетов, научных организаций и специализированных СМИ, обсудить коммуникационные стратегии и установить новые профессиональные связи для перспективного сотрудничества.

«В этом году на форум приехали почти 300 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Владивостока, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Волгограда, Новосибирска, Томска, Кемерово и других городов. Форум был направлен на налаживание взаимодействия между всеми участниками: от ученых и разработчиков до компаний, которые могут применять результаты исследований в своей деятельности, посвящена пленарная сессия, и к этой теме мы обращались на протяжении всех мероприятий форума» , — пояснила заместитель начальника управления маркетинга и медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Снежана Болгова.

Снежана отметила, что делегация из Сибирского региона оказалась более многочисленной, чем из соседних городов . В работе секций были задействованы научные коммуникаторы из Института почвоведения и агрохимии СО РАН, Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН, ЦКП «Сибирский кольцевой источник фотонов», а также из Красноярского и Томского научных центров.

«SciComm Neva» продолжил традицию проведения тематических конференций для специалистов по научной коммуникации. Ранее пять форумов состоялись в Москве и Санкт-Петербурге, однако в 2022 году научные коммуникаторы со всей страны впервые посетили Сибирь, в Томский государственный университет. Там Надежда Дмитриева представляла доклад и организовывала секцию «Мерч, искусство и наука: визуальная и материальная коммуникация – опыт высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов» на форуме «SciComm Сибирь».

Информация и фото предоставлены пресс-службой ИФП СО РАН