Психологи МГУ предложили новые методики обучения математике для детей

Как привить ребенку-дошкольнику интерес к математике? В чем причина того, что у одних детей математические способности проявляются отчетливо, а другим сложно даются даже самые базовые навыки? Ответы на эти вопросы были исследованы учеными факультета психологии МГУ в книге Обучение математике через реализацию культурно-исторической теории (2024, Springer).

«В научном сообществе и в сфере образования широко распространено убеждение, что усвоение математики и понимание математических связей происходит у ребенка поэтапно, через взаимодействие с конкретными объектами и манипулирование ими. По мере взросления и развития логического мышления, которое все больше дистанцируется от непосредственного опыта, появляется возможность знакомить ребенка с абстрактными математическими понятиями. Альтернативный взгляд на математическое развитие и обучение математике был предложен исследователями, опирающимися на труды Льва Выготского, создателя культурно-исторической психологии – новаторского подхода, получившего широкое международное признание», – как отметил один из авторов монографии, декан факультета психологии МГУ, академик РАО, член-корреспондент РАН Юрий Зинченко.

В подходе Л.С. Выготского развитие ребенка не определяется как последовательное созревание психики, следующее за физиологическим ростом, а рассматривается как процесс усвоения культуры, включающий в себя научные понятия и культурные модели поведения. Благодаря присвоению средств, созданных человечеством – от простых бытовых предметов до сложных математических концепций, человек обретает способность осознанно и осмысленно действовать в любых обстоятельствах, что и является наивысшей ступенью развития. Аналогично это происходит и с математикой.

«Развитие математических способностей у ребенка – это не спонтанный процесс, а приобретение культурных, характерных для математики знаково-символических инструментов и методов. Современные исследования в области усвоения математики в значительной степени базируются на конструктивистском подходе, который подчеркивает значимость самостоятельной учебной деятельности ребенка при ограниченной помощи со стороны взрослого. Культурно-исторический подход представляет собой альтернативную точку зрения, согласно которой взрослый организует деятельность ребенка, направленную на освоение математических понятий, и предоставляет необходимые ресурсы для ее реализации», – по словам одного из редакторов книги, профессора университета Тласкала (Мексика) Юлии Соловьевой.

В работе авторы, опираясь на опыт обучения детей разного возраста и из разных областей математики, демонстрируют, что для успешного освоения этой науки требуется, прежде всего, существенное изменение содержания начального этапа обучения. Необходимо, чтобы учебный материал раскрывал детям смысл математических связей. Следует объяснять, с какой целью и для решения каких задач возникли счет, число, десятичная система и пропорциональные отношения?

По мнению авторов книги, обучение, в котором взрослый вовлекает ребенка в решение задач, направленных на осмысление математических концепций, способствует не только развитию, но и формированию прочного интереса к математике.

Согласно исследованиям, ключевое значение имеет тип предлагаемых детям инструментов для решения задач, и они должны учитывать возрастные особенности.

«Учет особенностей развития детей и характера их основной деятельности в разные возрастные периоды имеет большое значение. Например, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, имеющая символический характер. Предлагать дошкольникам простое сложение чисел или измерение длины – не самый подходящий вариант, а вот поиск волшебного ключа, подходящего к замку, – задача гораздо более интересная», – говорит Александр Веракса, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования факультета психологии МГУ, академик Российской академии образования.

Совместно российские ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального центра психологических и междисциплинарных исследований и мексиканские коллеги из университета Тласкала создали программы, направленные на знакомство старших дошкольников с математикой. Было подтверждено, что эти программы успешно формируют у детей базовые математические представления и стимулируют интерес к изучению математики в будущем.

На специальном симпозиуме, который прошел в рамках Международного онлайн-форума «Ребенок в цифровом мире» 1-2 июня 2025 года, были представлены результаты работы. Организаторами форума выступили МГУ имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российское психологическое общество при поддержке Министерства науки и высшего образования и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Ежегодно форум объединяет более 300 исследований из более чем 50 стран.

Информация предоставлена пресс-службой МГУ