Какие нейронные процессы происходят в мозге заядлого хоккейного фаната во время ключевого матча? Новое исследование, исследование, выполненное в Университете Ватерлоо, дает возможность подробнее изучить работу мозга при просмотре спортивных мероприятий. Полученные результаты демонстрируют существенные различия в переживаниях увлеченного болельщика и простого зрителя.
В ходе исследования было установлено, что у болельщиков, испытывающих сильную увлеченность хоккеем, во время просмотра матча наблюдается повышенная активность в дорсальной медиальной префронтальной коре мозга. Данный участок мозга отвечает за эмоциональную вовлеченность и оценочное мышление, то есть за умственные процессы, посредством которых мы оцениваем и интерпретируем окружающие события.
«По словам соавтора исследования, доктора Люка Потварка, ведущего научного сотрудника кафедры рекреации и досуга Университета Ватерлоо, для преданных поклонников этого вида спорта игры представляли собой периоды высокой умственной активности. Он отметил, что игры предвещали значимые события, которые могут остаться незамеченными для случайных зрителей».
Функциональная спектроскопия в ближней инфракрасной области (fNIRS) — неинвазивный метод визуализации мозга — была использована исследователями для отслеживания активности мозга 20 участников во время просмотра профессионального европейского хоккейного матча. Ученые стремились выяснить, как проявляется вовлеченность болельщиков в мозговой деятельности, и отличаются ли реакции активных фанатов в важные моменты игры.
Несмотря на то, что во время ключевых моментов, например, голевых, работа мозга фанатов и обычных зрителей не отличается, вероятно, потому что даже случайные болельщики способны определить важность гола, моменты, требующие понимания игровой стратегии, активируют более глубокие когнитивные процессы у преданных поклонников.
Данная работа имеет значение, так как она не ограничивается общепринятыми подходами, например опросами и самоотчетами, которые могут не отражать немедленные и неосознанные реакции.
«Мысли и чувства часто скрыты», — отмечает Потварка, директор Лаборатории зрительного опыта и технологий Ватерлоо. «Визуализация мозга позволяет точнее понять, какие эмоции испытывают зрители во время спортивного события».
Информация, полученная в результате исследования, способна помочь спортивным комментаторам, маркетологам и создателям контента определить ключевые факторы, привлекающие внимание фанатов, и оптимизировать трансляции спортивных соревнований.
«Адриан Сафати, аспирант факультета психологии Ватерлоо, отмечает, что это лишь первый шаг. По его мнению, в дальнейших исследованиях данный метод можно будет применять в различных видах спорта для более глубокого понимания того, что привлекает внимание фанатов». Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.
[Фото: University of Waterloo / Luke Potwarka]