14 октября в научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова прошло очередное заседание Совета Российского союза ректоров (РСР), посвященное приоритетным направлениям его работы. В частности, обсуждался переход к новой модели высшего образования, соответствующей стратегии развития до 2036 года. Кроме того, участники собрания проанализировали результаты приемной кампании 2025 года и определили основные задачи на следующий год. В завершение, на повестке дня значилась международная деятельность РСР и информация о совместных проектах с зарубежными партнерами.
Новое высшее
На предыдущем заседании Совета РСР, которое состоялось в июле текущего года, рассматривалась стратегия развития образования до 2036 года. Сегодня обсуждение этой темы было продолжено. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий рассказал об основных принципах новой модели высшего образования. По его словам, сейчас одна из главных задач — закрепить принципы новой стратегии на правовом уровне.
«С весны текущего года министерство образования инициировало обсуждение проекта поправок в закон об образовании на различных платформах. Мы ознакомлены с предложенными министерством изменениями. Представители Российского союза ректоров активно участвуют в их рассмотрении. На наш взгляд, закон должен зафиксировать основополагающие принципы отечественной системы образования, такие как фундаментальность, междисциплинарность, практическая направленность и адаптивность. В соответствии с этими принципами должны быть разработаны и обновленные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования», — отметил Виктор Садовничий.
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова подчеркнул необходимость сохранения непрерывности образовательных уровней. Это означает, что каждая ступень образования должна быть логически выстроена в соответствии с предыдущей, поэтому важно предпринять все возможные меры для устранения повторений в образовательных программах и обеспечения возможности для студентов переходить на более высокие уровни обучения.
Новые принципы приемной кампании
Вслед за Виктором Садовничим на заседании выступил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. По словам министра, важной составляющей новой модели высшего образования станет обновленная приемная кампания. Он также рассказал об основных принципах, которые должны использоваться для определения количества мест, финансируемых государством.
«Мы не сокращаем число бюджетных мест. Необходимо поддерживать сбалансированный подход между Москвой, Санкт-Петербургом и регионами, не ухудшая при этом качество образования. Теоретически, можно было бы распределить все бюджетные места в регионах, полностью удовлетворяя их потребность, однако это не позволит гарантировать высокий уровень образования. С другой стороны, ведущие московские вузы имеют потенциал для приема на 20–30% больше студентов и при этом сохранять качество образования, но насколько это будет соответствовать принципам территориального развития страны? Очевидно, что нет. И этот баланс мы обязаны постоянно поддерживать», — отметил Валерий Фальков.
Министр образования также проинформировал о функционировании единой информационной системы, предназначенной для поступления в высшие учебные заведения, известной как «Поступай в вуз онлайн».
«В целом система функционирует нормально, и мы планируем ее дальнейшую доработку. Возникли предложения об оформлении документов для поступления в магистратуру и аспирантуру. Основное направление развития – увеличение возможностей суперсервиса в качестве ключевого сервиса подачи документов. Важно, что мы не фиксируем обеспокоенности со стороны поступающих, хотя в начале работы существовали подобные опасения. Мы намерены обратиться с просьбой о расширении эксперимента», — рассказал Валерий Фальков.
В заключение своего выступления министр образования упомянул о двух инициативах, находящихся на рассмотрении в ведомстве. Первая из них предполагает внедрение системы перевода баллов для вступительных экзаменов по научно-техническим направлениям. Вторая – возможность сдачи четвертого ЕГЭ для поступающих на эти специальности, что позволит абитуриентам получить дополнительные баллы по желанию. В следующем году планируется провести испытание этой системы.
Международный рейтинг и сотрудничество
На международной деятельности РСР участники заседания сосредоточили внимание. По словам В.А. Садовничего, в настоящее время приоритетным направлением является вовлечение в международные ассоциации, объединяющие высшие учебные заведения, а также участие в форумах, на которых встречаются ректоры из разных государств.
«За последние три года было организовано свыше 30 форумов, в которых приняли участие более 2500 ректоров российских и зарубежных университетов из более чем 40 стран мира. В рамках этих форумов заключено порядка 450 соглашений о сотрудничестве. В последние годы РСР уделяет большое внимание расширению взаимодействия со странами БРИКС+. В период председательства России в БРИКС союзом ректоров было инициирован Первый форум ректоров университетов России и стран БРИКС, который состоялся в октябре 2024 года в МГУ. В июне текущего года Бразилия поддержала эту инициативу, и теперь традиция закреплена. Следующий, третий форум, запланирован в Индии в следующем году», — рассказал Виктор Садовничий.
В заключение своего выступления ректор МГУ имени М.В. Ломоносова рассказал о деятельности Московского международного рейтинга «Три миссии университета». Данный проект призван обеспечить функционирование международного рейтинга на основе данных и фактов, исключая экспертную оценку, при этом учитывая три группы показателей: «Образование и академическая работа», «Наука» и «Университет и общество».
«Нашу практику включения «третьей миссии» зарубежные специалисты признали значимой. Это имеет значение для общества, для национальных экономик и для мирового сообщества в целом. Благодаря этому мы внесли вклад в глобальную систему академического оценивания и определили новое направление развития, которому теперь придерживаются все ключевые разработчики рейтингов», — сказал Виктор Садовничий.
По словам ректора МГУ имени М.В. Ломоносова, рейтинг «Три миссии университета» лёг в основу российской адаптации пилотного рейтинга университетов БРИКС.
На заседании с докладами выступили, в том числе, ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко, ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев, и ректор РосНОУ Владимир Зернов.