
Возможно, вы задумывались о том, что ваше восприятие цветов может отличаться от восприятия других? Это распространенное мнение, но, оказывается, человеческое восприятие цвета может быть более универсальным, чем мы думали.
В психологии и нейронауках связь между субъективным опытом, например восприятием цвета, и физической активностью мозга остаётся нерешенной проблемой. Кроме того, из-за ограниченных языковых способностей изучение осознанного опыта у детей представляет особую проблему.
Группа исследователей из Киотского университета испытала вдохновение. создание методики оценки осознанного опыта, или qualiaРазработанный с учетом опыта восприятия цвета у малышей интерфейс сенсорной панели допускает использование минимального количества языковых навыков, благодаря чему становится доступен детям с трех лет.
«Фундаментальные вопросы о том, как дети воспринимают и ощущают мир, мотивировали нас», — делится автор работы Юсуке Моригучи. Врач отмечает отсутствие установленной методологии для оценки этого опыта у малышей, которые не могут полностью изложить свое восприятие.
Исследователи посредством интерфейса отобразили девять цветов и попросили участников оценить их сходство по четыребалльной шкале от «очень похожего» до «очень непохожего». В эксперименте приняли участие японские дети в возрасте от 3 до 12 лет, китайские дети в возрасте от 6 до 8 лет, а также взрослые японцы. Тесты проводились онлайн и лично с использованием компьютера или сенсорного экрана для каждого теста.
Результаты, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of SciencesИсследования показали, что дети младшего возраста воспринимают цвета практически так же, как и взрослые, а структура восприятия цветов у детей остается удивительно постоянной во всех возрастных группах и культурах. Небольшие возрастные различия для некоторых цветовых сочетаний были отмечены потому что суждения детей с возрастом постепенно становятся похожими на взрослые.
Наблюдения показали устойчивость цветовых структур. qualia «В разных возрастах дети воспринимают и употребляют названия цветов по-разному, несмотря на значительные изменения в понимании с возрастом», — говорит Моригучи. Исследователи также отметили минимальное влияние экспериментальной среды на результаты, что указывает на надежность подхода.
Дальнейшие исследования с участием детей из разных культурных групп и с использованием более широкой палитры цветов необходимы. Тем не менее, эти результаты показывают, что цветовой опыт человека может быть независим от возраста и культуры и открывают новые возможности для изучения субъективного опыта на разных этапах развития.
Моригучи утверждает: «Исследование предлагает новую методологию для изучения осознанного опыта у малышей. Это может способствовать созданию более эффективных подходов к воспитанию и образованию, опирающихся на детские взгляды, а также лучшему пониманию восприятия детьми окружающего мира».
[Фото: KyotoU / Moriguchi lab]