Чернышенко: Лидерство в технологиях достигается через подготовку специалистов в ключевых областях.

Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, провёл заседание Комиссии по научно-технологическому развитию.

Участвовали заместитель председателя Государственной Думы. Виктория АбрамченкоЗаместители министра науки и высшего образования. Денис Секиринский и Андрей Омельчук, президент Российской академии наук Геннадий КрасниковГлава ФМБА России. Вероника Скворцова, Губернатор Красноярского края Михаил Котюков, руководитель Роспатента Юрий ЗубовПредставители других министерств и организаций, руководители регионов и их заместители, отвечающие за научно-техническое развитие отраслей и регионов.

В ходе заседания рассмотрели ключевые шаги и методы государственного вмешательства в сфере научно-технического прогресса, а также подвел итоги работы госпрограммы «Научно-технологическое развитие». Ее показатели за 2024 год достигнуты полностью.

Российская Федерация занимает 8 место в мире по объему научных исследований и разработок благодаря, в частности, созданию эффективной системы высшего образования. Министерство экономического развития проведет итоговую оценку эффективности реализации всех государственных программ.

На заседании отметили успешное завершение национального проекта «Наука и университеты» в 2024 году. Все его показатели достигнуты. За пять лет проект охватил 76 субъектов, 991 университет и 1584 научно-исследовательских организаций. В рамках проекта привлекли 340 ученых и 4,17 млн студентов. Реализация нацпроекта стала ключевым фактором в достижении целей развития и определении новых приоритетов, включая технологическое лидерство и увеличение внутренних затрат на исследования до 2% ВВП.

За два года удалось остановить убыль сотрудников в сфере НИР. В этом году премия для 500 аспирантов, ставших победителями конкурса на президентскую стипендию, будет составлять 75 тысяч рублей ежемесячно.

Более 200 лабораторий создали молодые учёные, включая 30 в новых регионах. В России сейчас работает более 940 лабораторий.

Государство уделяет большое внимание развитию научной базы страны. Особое внимание приковано к созданию мощных научных центров, например, синхротрона СКИФ, изготовленного с использованием российского оборудования.

За шесть лет около трехсот вузов и научных организаций обновили лабораторное оборудование, приобретя порядка тридцати тысяч единиц техники. Это повысило техническую базу свыше чем на шестьдесят процентов. Важным этапом стало утверждение Стратегии научно-технологического развития Союзного государства России и Беларуси. Продолжается развитие сектора «Наука» и вовлечение регионов в научные проекты.

Также Дмитрий Чернышенко Доверили срочно организовать работу по созданию единого списка важных профессий и специальностей, необходимых для научного и технологического прогресса.

Президент Владимир Путин обозначил национальной целью достижение технологического лидерства, что требует привлечения высококвалифицированных кадров в ключевые отрасли. Необходимо определить главные направления подготовки специалистов, заинтересовать выпускников и поощрять их выбор. Планируется направлять не менее 50% бюджетных мест через государственный заказ, а также предоставлять льготные образовательные кредиты студентам, выбравшим приоритетные специальности. – заявил вице-премьер.

В завершение заседания Комиссии Дмитрий Чернышенко Объявили о формировании межведомственной рабочей группы по развитию среднего профессионального образования. Решение об этом принято ранее по результатам поручения Комиссии и во время «Правительственного часа» в Госдуме по предложению ее Председателя. Вячеслава Володина.

Вице-премьер Выбранному руководителю МРГ дана оценка с учетом мнения Вячеслава Володина. Руководство группой передано заместителю Председателя Государственной Думы. Виктории Абрамченко.

Основной задачей МРГ станет организация плодотворного сотрудничества с регионами и руководство их действиями в области среднего профессионального образования.
Особое значение будет придано исследованию потребностей каждого субъекта в кадрах и ресурсах для системы СПО, включая производственные мощности, планы госкорпораций, численность студентов, оснащение колледжей и подготовку педагогов.
– подчеркнул Дмитрий Чернышенко.

По словам него, Министерству требуется разработать конкретные меры поддержки среднего профессионального образования, в том числе программы для переподготовки педагогов.

Информация предоставлена АНО «Национальные приоритеты»

Фото предоставлено Еленой Либрик из журнала «Научная Россия».