Арктика: взгляд изнутри. Эксперты ИПУ РАН о будущем северных территорий

Для освоения Арктики, что является приоритетной задачей, были даны поручения на высшем уровне. Этот уникальный регион, имеющий стратегическое значение для обороны и экономики страны, характеризуется труднодоступностью, значительной удалённостью населённых пунктов и особенностями развития социальной инфраструктуры. Для успешного развития необходимо разобраться в принципах управления столь обширными территориями.

В рамках исследования данным вопросом занимаются российские ученые гранта Российского научного фонда, рассматривающего моделирование цифровой трансформации управления пространственным развитием Российской Арктики с учетом неравномерной динамики регионов.

Насколько выделяется российская Арктика и представляет ли она собой нечто цельное в своей особенности? Может ли накопленный за рубежом опыт помочь в эффективном освоении и управлении северными территориями? Почему без проведения полевых исследований и личного контакта с жителями, представителями органов власти, деловых кругов и некоммерческих организаций невозможно до конца осознать существующие проблемы? Подробности ― в беседе с сотрудниками Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Натальей Андреевной Росляковой и Александром Дмитриевичем Волковым.

Рослякова Наталья Андреевна ― кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. В 2019 году защитила диссертацию на тему: «Механизмы обеспечения экономического роста регионов на основе развития транспортной инфраструктуры» и получила степень кандидата наук. Её профессиональная деятельность связана с инструментальными методами анализа данных, моделирования и прогнозирования социально-экономического развития, а также с изучением механизмов пространственного развития и управления многоуровневой экономикой, в особенности в контексте регионов России, включая арктические территории. Является автором и соавтором более 150 научных публикаций и 4 монографий.

Волков Александр Дмитриевич ― является кандидатом экономических наук, старшим научным сотрудником Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН и Карельского научного центра РАН. В 2022 году защитил диссертацию на тему: «Пространственная организация опорных зон Карельской Арктики» и получил степень кандидата наук. Его профессиональная деятельность связана с проведением социологических исследований, включая разработку и применение социологических инструментов, опросы населения регионов Российской Арктики, а также проведение экспертных интервью с представителями предприятий, органов власти и некоммерческих организаций. Научные интересы охватывают предметную область пространственной экономики, человеческого и социального капитала. Он является автором и соавтором более 100 научных публикаций и 4 монографий.

― Возникла ли сегодня необходимость в новой модели управления арктическими территориями? Действительно ли разработанные ранее и применяемые в настоящее время подходы оказались неэффективными?

Н.А. Рослякова: В настоящее время на федеральном уровне пересматривается представление о роли Арктики. Один из основных вопросов, который требует решения: какое население необходимо для успешного освоения Арктической зоны Российской Федерации? Хватит ли 100 тысяч человек, работающих вахтовым методом на предприятиях, занимающихся добычей ресурсов? Или для этой цели потребуется значительно большее количество жителей – от 5 до 7 миллионов? Конкретного ответа на этот вопрос пока не найдено.

Несмотря на то, что значение Арктики для России признается на всех уровнях, четкого понимания того, какие именно действия необходимо предпринять для интеграции региона в экономику страны, пока не существует.

― В чем причины сложившейся ситуации? Обусловлена ли она удаленностью арктической зоны от экономического центра страны и разбросанностью населенных пунктов?

А.Д. Волков: В данном случае уместно обратиться к опыту освоения Арктики в советский период: он существенно различается от подходов, применяемых в других странах, расположенных в приполярной зоне. Советская модель была разработана с учетом принципов централизованного планирования. Она предусматривала формирование устойчивых населенных пунктов, экономическая основа которых заключалась в добыче минеральных ресурсов или обеспечении транспортного сообщения, а также создании необходимой социальной инфраструктуры.

С переходом к рыночной экономике существующая система организации жизни на Севере нуждалась в корректировке. Эта проблема остается актуальной, и действенных способов ее решения до сих пор не разработано – арктические регионы по-прежнему характеризуются оттоком населения.

― Не могли бы вы рассказать о сути вашего исследования? Что вы подразумеваете под термином «управление территориями?

Н.А. Рослякова: Исследования, проводимые в рамках гранта РНФ, посвящены пространственному развитию арктических территорий. В фокусе внимания – вопросы иерархического управления, включая передачу управленческих решений от федерального уровня к региональному и муниципальному. Также рассматриваются задачи, обусловленные особенностями отдельных регионов, поскольку Арктика включает территории, освоенные в разное время – старые и новые. Поэтому закономерности развития различных территорий отличаются, и разработка единого принципа управления, применимого ко всей арктической зоне, невозможна. Все эти аспекты требуют учета при формировании стратегии управления.

Требуется совершенствование действующих государственных механизмов и разработка адресных решений, учитывающих особенности отдельных территорий. Так, проблема транспортной недоступности в различных арктических регионах проявляется по-разному: в некоторые поселения массовая доставка грузов возможна лишь в зимний период по ледовым трассам, в то время как в другие – только в весеннее время по рекам. Решение этих задач должно находить отражение в инструментах управления.

А.Д. Волков: В конце 2000-х годов возросло внимание государства к Арктическому региону, и интерес к нему продолжает расти. Однако не все программы, направленные на управление пространственным развитием, оказались успешными. Так, программа опорных зон Арктики, несмотря на детальную проработку концепции, не включала конкретных инструментов, способствующих развитию территорий. Впоследствии она была заменена механизмом резидентства, который сделал Арктику похожей на специальную экономическую зону с льготами для бизнеса – этот подход оказался более эффективным.

Для эффективного управления территориями и совершенствования существующих подходов необходимо непрерывное обновление информации и более глубокое понимание социально-экономических процессов, которые здесь происходят. Именно этим мы и занимаемся.

― Российская Арктика — особый регион. Однако степень его уникальности вызывает вопросы: насколько сильно различаются, к примеру, Мурманская, Архангельская области и Ямало-Ненецкий автономный округ?

А.Д. Волков: Регионы, безусловно, имеют существенные различия. Кроме того, наблюдается дифференциация экономического и социального пространства даже внутри регионов. Для Арктики характерно очагово-дисперсное расселение, когда основные населенные пункты и инфраструктура возникают вокруг центров добычи полезных ископаемых. В результате, специфика проблем, будь то экологические, социальные или инфраструктурные, зависит от типа добываемых ресурсов и производств, обеспечивающих их извлечение.

Убыль населения является одной из ключевых и общих для всей Арктической зоны проблем. Значительную роль в этом процессе играет миграция, которая имеет сложную структуру: жители отдаленных населенных пунктов переезжают в региональные центры, а из них – в федеральные.

Н.А. Рослякова: Арктика представляет собой макрорегион, характеризующийся неоднородностью. Любой рассматриваемый процесс проявляется в различных формах на разных территориях. В арктической зоне можно встретить крупные, экономически развитые города, сопоставимые с городами центральной России, но также существуют отдалённые районы, слабо интегрированные в транспортную инфраструктуру. В этих районах особенно остро проявляются социальные проблемы, а также наблюдаются трудности с развитием инфраструктуры. В некоторых случаях это ставит под вопрос возможность дальнейшего существования населённых пунктов.

― В мире насчитывается немало государств, владеющих арктическими территориями, таких как Норвегия, Швеция, Финляндия и Канада. Возникает вопрос, возможно ли адаптировать опыт управления, накопленный в этих странах, или арктические регионы России обладают значительными особенностями, препятствующими этому?

Н.А. Рослякова: Существует вероятность использования определенных механизмов, однако необходимо учитывать, что каждая страна разрабатывает собственную стратегию развития Арктической зоны.

Модель развития Канады базируется преимущественно на вахтовом методе. Если взглянуть на названия городов в северной части страны, таких как Порт-Радиум или Уран-Сити, станет очевидно, что люди приезжают туда исключительно для работы на определенный срок. Финляндия и Швеция, напротив, характеризуются постоянным населением, проживающим в Арктике, что обуславливает иные критерии оценки пригодности территории для жизни. Так, в Швеции действует закон, гарантирующий, что даже жители самых отдаленных островов должны быть обеспечены судоходным или речным сообщением с крупными населенными пунктами, чтобы иметь возможность покинуть свое место жительства.

Для России приоритетом является удержание населения в Арктической зоне, поскольку поддержание обжитого региона значительно проще и результативнее для сохранения управляемости, чем модель, при которой население покидает регион, а затем создаются вахтовые поселения.

― Какова степень серьезности проблемы миграционного оттока? Может ли Россия столкнуться с сокращением численности постоянного населения, если не будут предприняты какие-либо действия?

А.Д. Волков: Несмотря на различия, обусловленные особенностями региона и конкретного муниципалитета, для большинства арктических муниципальных образований эта проблема сохраняет высокую актуальность.

Основная причина заключается в исчерпании ресурсной базы и уменьшении экономической активности. Вместе с тем, в масштабах российской Арктики сохраняются определенные преимущества по сравнению с другими приарктическими странами, которые были заложены еще в советский период: изученность недр и имеющаяся инфраструктура. Также существуют обязательства по поддержанию поселений даже при снижении экономической активности предприятий. Закрытие городов с последующим переселением жителей представляет собой сложную задачу. Можно провести сравнение двух городов в Республике Коми: Инты и Воркуты. В Инте в настоящее время отсутствуют предприятия, определяющие развитие города, и будущее этого поселения неопределенно. В Воркуте, напротив, наблюдается сценарий управляемого сокращения населенного пункта. Тем не менее, эти территории обладают исторической ценностью и стратегическим потенциалом, особенно в контексте контроля над пространством. Для России, учитывая ее размеры, этот аспект имеет особое значение, включая вопросы управления Северным морским путем.

В качестве позитивных примеров можно отметить такие города, как Нарьян-Мар и Усинск, а также муниципалитеты Ямало-Ненецкого автономного округа. В этих населенных пунктах наблюдается увеличение или поддержание численности населения, что обусловлено стабильным экономическим ростом и созданием новых рабочих мест.

Несмотря на серьезную опасность сокращения населения в Арктике, некоторые регионы разрабатывают стратегии по диверсификации экономики и стремятся сохранить численность жителей.

― Какая работа ведется в ходе полевых исследований? Проводятся ли социологические опросы?

А.Д. Волков: Мы используем как статистические методы, так и социологические исследования, поскольку только в комплексе они позволяют получить содержательные и надежные результаты. Изучение территориальных особенностей Арктики возможно только путем непосредственного пребывания на этих территориях, однако мы дополняем данные социологических опросов анализом имеющейся статистики, которую собираем из разных источников, получаем от различных ведомств и компаний.

Социологические исследования помогают определить конкретные проблемы на уровне региона и муниципалитета, такие как неочевидные трудности при реализации программ поддержки бизнеса или территориального развития. Статистические данные не способны предоставить подобную информацию. Однако непосредственный диалог с представителями предприятий, некоммерческих организаций и местной власти предоставляет ценную базу для анализа и понимания статистических данных.

Н.А. Рослякова: Не всегда общение с людьми начинается легко – порой они проявляют отстраненность и недоверие. Однако, по мере развития разговора, когда они замечают нашу заинтересованность, они сами начинают проявлять больший интерес и рассказывают детали, которые невозможно найти в официальных источниках. К примеру, можно спланировать маршрут в «Яндекс Картах», чтобы узнать, где удобно сесть на паром и как долго добираться до нужного места. Но таким образом нельзя узнать, как люди часами ждут в очереди на этот паром и какие насекомые кружат над рекой. Сухая информация, разбросанная по разным источникам, не позволяет в полной мере понять особенности жизни и проблемы этих мест, а нам необходимо именно это.

― С кем именно вы общаетесь?

Н.А. Рослякова: В процессе проведения интервью мы взаимодействуем с тремя основными группами. Прежде всего, это органы государственной власти, представляющие регион и муниципалитет – именно они отвечают за практическую реализацию мер, принятых на региональном и федеральном уровнях. Также мы сотрудничаем с предпринимателями, поскольку для всестороннего анализа и оценки развития экономики территорий необходимо учитывать мнение бизнеса. И, наконец, мы работаем с некоммерческими организациями: это, как правило, активные жители, заинтересованные в благополучии своего места проживания и стремящиеся к его улучшению посредством реализации различных инициатив.

А.Д. Волков: Данные, полученные от этих трех групп, мы дополняем результатами опросов населения. Для каждой группы определены собственные критерии отбора. Так, для государственных служащих учитываются стаж работы на должности и уровень информированности. Предпринимателей отбирают по признаку их деятельности на определенной территории и опыту ведения бизнеса. А для участия в опросах население должно постоянно проживать на данной территории. На всех территориях мы стремимся к соблюдению единых критериев.

― На что обращаете внимание в интервью?

Н.А. Рослякова: Основная цель исследования – создание всесторонней методики, сочетающей теоретические и практические подходы. Мы обрабатываем разнообразные данные, такие как цифровые платформы, пользовательский контент и новости, для их последующей систематизации и анализа. В то же время, информация, полученная в ходе интервью, хоть и обладает некоторой субъективностью, остается наиболее показательным индикатором текущих проблем. Так, открытые вопросы в анкетах, позволяющие респондентам подробно излагать свои переживания, помогают выявить «слепые зоны», не учтенные установленными критериями.

Мы также проводим сопоставление между данными официальной статистики и результатами социологических исследований. В ходе недавнего исследования мы получили интересные результаты: в экономически развитых регионах с диверсифицированным рынком взгляды бизнеса и власти на ключевые вопросы часто расходятся, в то время как в регионах с менее развитой экономикой они, наоборот, совпадают. Это позволяет находить общие решения, поскольку обе стороны осознают потребность в новых стимулах для развития.

А.Д. Волков: Восприятие территориальных проблем властью, бизнесом и обществом может существенно различаться в зависимости от региона. Кроме того, мы анализируем, какие направления развития территории представляются перспективными для этих групп, и изучаем вопросы взаимодействия власти и общества, общества и бизнеса, бизнеса и власти.

Оценка эффективности реализации государственных программ, включая анализ таких факторов, как доступность информации, уровень подготовки специалистов, сложность оформления документов и ощутимая польза от предоставляемой поддержки, является отдельным направлением исследований. На основе полученных данных можно определить особенности реализации арктических программ в конкретных регионах. Это создает основу для разработки практических рекомендаций, адресованных органам власти.

― Как долго проводятся исследования?

Н.А. Рослякова: Финансирование по гранту выделено на трехлетний период, и в настоящее время подходит к завершению первый год реализации проекта.

― Появляются ли уже какие-то предварительные заключения и предложения?

А.Д. Волков: В ходе исследования были определены распространенные проблемы, свойственные всей Арктической зоне, такие как сокращение численности населения, а также ряд специфических трудностей, вызванных особенностями экономического развития и географическим положением.

Для прибрежных территорий, находящихся вдоль рек, важной проблемой для судоходства является обмеление северных рек, что обусловлено экологическими факторами. В регионах с крупными промышленными предприятиями актуальны вопросы влияния человеческой деятельности на природные экосистемы, поскольку природа Арктики отличается высокой уязвимостью и ограниченной способностью к восстановлению после антропогенного воздействия.

―В настоящее время одной из наиболее обсуждаемых тем является глобальное потепление. Учитывается ли эта проблема в ваших исследованиях? И каким образом изменения климата могут повлиять на управление арктическими территориями?

Н.А. Рослякова: Мы принимаем во внимание изменения климата. В некоторых регионах наблюдается таяние грунтов, что обуславливает потребность в более активной модернизации жилого фонда и внедрении новых строительных технологий. На других территориях актуальны задачи, связанные с вывозом бытовых отходов и реконструкцией очистных сооружений. В некоторых районах возникают трудности в судоходстве, требующие углубления речных русел и строительства новых причалов. Все эти факторы учитываются при создании управленческих решений.

А.Д. Волков: Экологические проблемы оказывают влияние на социально-экономические аспекты. В связи с этим, несмотря на то, что климатические изменения не являются основной темой нашего исследования, мы работаем над смягчением их последствий.

― Какие стратегические приоритеты России в освоении Арктики принимаются во внимание при проведении исследований?

А.Д. Волков: Арктическая зона играет важную роль в развитии России, затрагивая вопросы геостратегической и экономической безопасности. Особое значение имеет добыча редкоземельных металлов и полезных ископаемых, особенно в условиях современной экономической конъюнктуры, трансформации миропорядка и изменения уклада мировой экономики. Не менее важна и транспортная инфраструктура: в будущем Северный морской путь может значительно уменьшить затраты на перевозку грузов из европейской части России и Европы в Азию.

Развитие страны обуславливает приоритетные направления освоения арктических территорий. В первую очередь, необходимо продолжить разведку полезных ископаемых, которая была существенно приостановлена в постсоветский период. Также требуется развитие системы расселения, транспортной инфраструктуры и поддержание численности населения. В качестве дополнительных задач выступает диверсификация местных экономик для повышения их устойчивости и смягчение экологических последствий глобального потепления, а также устранение экологического ущерба, возникшего в результате прежней хозяйственной деятельности.

Н.А. Рослякова: В рамках гранта РНФ значительное внимание уделяется применению цифровых технологий, которые способны оказать заметное воздействие на арктические регионы.

Цифровая трансформация влечет за собой создание огромных объемов данных. В процессе работы мы анализируем разнообразные источники, такие как новостные ресурсы и социальные сети, стремясь понять ожидания людей и выявить различия в приоритетах в разных регионах и муниципалитетах. Для интеграции этих данных в систему управления требуется разработка соответствующих методик. При этом возникает важный вопрос проверки достоверности и соответствия данных: необходимо научиться выделять действительно значимую информацию. Следовательно, способность работать с большими объемами информации является ключевым фактором для повышения эффективности управления в Арктическом регионе.

Данное интервью стало возможным благодаря поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.