
Древние постройки могут много поведать о минувшем, проливая свет на происшествия и обычаи отживших времён. В чём гуманитарном поле сейчас работают архитектурные археологи Института археологии РАН? Чем интересен и какие вопросы перед исследователями поставил Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде — памятник всемирного наследия ЮНЕСКО? Как рождалось Специалист по архитектурной археологии, заместитель директора Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Викторовна Вдовиченко рассказывает о сборнике статей «Академия наук в Александринском дворце: к 300-летию Российской академии наук».
Марина Викторовна Вдовиченко Заместитель директора Института археологии РАН, кандидат искусствоведения, заведующая лабораторией архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников. Специализируется на истории и археологии древнерусской архитектуры и архитектуры XVII века, а также на архитектуре и археологии Великого Новгорода. До 2017 года занимала должность заместителя директора Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства по научно-организационной работе. Автор более 80 научных публикаций, удостоена благодарности президента РФ. За вклад в работу Российского исторического общества. .
Институт археологии РАН Ведущее российское археологическое учреждение, специализирующееся на изучении древних и средневековых культур Евразии. В нём работают не только археологи и историки, но и специалисты в области естественных наук. Институт проводит регулярные полевые исследования, включая международные экспедиции. Несколько научных проектов реализовано в рамках программы мегагрантов Минобрнауки, среди них — изучение фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря.
Какие современные подходы и технологии применяются в российской архитектурной археологии? Возможно, появились новые методы, такие как использование искусственного интеллекта.
Мы применяем инновации, появившиеся совсем недавно. Архитектурная археология — дисциплина на стыке нескольких научных направлений, изучающая архитектурные памятники в археологическом состоянии. В Институте археологии работает команда архитектурных археологов, чьи исследования сосредоточены на памятниках Великого Новгорода. Архитектурная археология для нас — наука об архитектуре в целом, об архитектурных памятниках, и тех, что скрыты под землей, и сохранившихся в первозданном виде. Это своеобразная история архитектуры.
Архитектурная археология — значительное научное направление, возникшее приблизительно в конце XIX века. В нашем институте трудились множество предшественников. В России много специалистов совершили ключевые шаги в этой дисциплине и внесли существенный вклад в развитие архитектурной археологии: Николай Николаевич Воронин, Павел Александрович Раппопорт, Михаил Константинович Каргер… Перечень можно продолжать очень долго. Сейчас на этом поприще трудимся мы.
В науке актуальна необходимость внедрения новых методов, поскольку использование инноваций иногда приводит к удивительным открытиям.

В нашей стране много древних архитектурных сооружений, привлекающих внимание учёных.
Фото: frimufilms / фотобанк Freepik
Современные методы исследований, применяемые в археологии, являются технологиями точных наук. Их применение в архитектурной археологии началось с материаловедения — изучения материалов, использовавшихся при строительстве в древности. Применение методов точных наук в этой области очень интересно и дает совершенно новый научный импульс. Мы смотрим на кирпичи и известку, пигменты для росписей совершенно новым взглядом, знакомые людям тысячу лет. Получаемые сведения существенно расширяют наши представления о технологических процессах древности.
Методы точных наук полезны не только в материаловедении. В археологии, особенно в архитектурной, всё чаще применяют магниторазведку или электроразведку. Эти методы похожи по результатам. Проще говоря, с помощью приборов смотрим внутрь земли. Как архитектор-археолог, я не специалист в точных науках и не могу описать процесс детально, но полученные результаты помогают нам исследовать памятники, даже если информация не полная.
Во время подобных изысканий к нам приезжают физики, владеющие техникой работы с оборудованием. Сконцентрированные лица передвигаются по предполагаемому месту залегания артефактов, используя приборы, и представляют невероятные изображения различных поверхностей, соединений, слоев.
Понять все это без помощи специалистов, знающих, на что обращать внимание, невозможно. Современные археологические исследования — совместное дело, где нужно использовать два подхода: гуманитарный и точный физико-математический, дающий совершенно другие результаты.
Сравнивая сведения, полученные точными науками, можно точно выявлять местонахождение конструкций и их фундаментов. Однако оборудование не может сказать, какое именно строение находится под землёй, из какого времени оно и из чего построено — на эти вопросы отвечают раскопки. Магниторазведка же помогает осуществить предварительный поиск.

М.В. Вдовиченко, заместитель директора ИА РАН, считает очень ценными все здания, памятники и объекты, где ведется работа.
Фотография: Елена Либрик / «Научная Россия».
В каких постройках древнерусской эпохи вы хотели бы сосредоточить своё внимание, может быть, благодаря их оригинальности или значимости?
Все здания, памятники и объекты, с которыми сотрудничаем, бесценны. Непередаваемое удовольствие получаем от соприкосновения с фундаментами конструкций, остатками кладки, всем, что находится вокруг: это ужасно интересно. Выделить что-то одно сложно, но память человека такова, что могу выделить последнее.
Три года ведется работа над проектом по реконструкции и реставрации комплекса Николо-Корельского монастыря в Северодвинске. Комплекс поражает во многом: находится на закрытой режимной территории завода — военного объекта, доступ к которому с 1930-х годов был практически запрещен. Несколько лет назад администрация завода и власти Архангельской области приняли решение о реставрации комплекса и пригласили для этого археологов, а также реставраторов и специалистов по сохранению культурного наследия. С 2022 года работа ведется на этом памятнике.
Открытость этого памятника не единственное, что впечатляет. Его создание в XVII веке заняло всего двадцать лет. Несмотря на юный возраст, удивительно то, что за столь короткий срок на суровой земле Севера возвели каменный комплекс с колокольней и двумя церквями — трапезной и соборной, объединенными переходами по северному типу. Вообразите: на совершенно пустой окраине земли вдруг за двадцать лет возникает такой замечательный знак цивилизации!
Кроме того, этот памятник ценен своими формами. Сейчас это практически недоступно, но мы надеемся, что в период реставрации все будет восстановлено. В монастыре находятся замечательные порталы XVII века из наборных элементов. Сейчас их скрыто под огромной «шубой» из специального раствора. Не думаю, что это сделали реставраторы, видимо, это были люди, пытавшиеся сохранить памятник. И сейчас, раскрыв эти части, мы сможем увидеть порталы, которые должны выглядеть очень красиво.
Возникновение этого комплекса в научном мире для меня неожиданно. Все были осведомлены о его наличии, но до недавнего времени невозможно было получить доступ для изучения: осмотреть, измерить, сфотографировать и так далее. Теперь у нас появился совершенно новый объект для научных исследований. В 2022 году мы с коллегами провели там измерения и установили принадлежность комплекса к определённой части позднесредневековой русской архитектуры.

Наш коллектив исследователей состоит из археологов, архитекторов, антропологов и искусствоведов, включая архитектуроведов.
Изображение: Елена Либрик / «Научная Россия»
— Вы проводите с 2013 г. самостоятельные раскопки храма Андрея Юродивого на Ситке Где именно находится этот памятник, что его делает интересным и какие успехи уже достигнуты? Работу выполняете самостоятельно или совместно с кем-либо? Исследование полностью ваше начинание или имеет поддержку?
Для меня это очень интересный и значимый памятник, потому что это мои первые самостоятельные раскопки. Начались недавно, к сожалению, сейчас у меня нет времени их продолжать, но я планирую однажды завершить работу и представить результаты в виде публикации об этом памятнике.
Новгород сильно пострадал во время Второй мировой войны. По этой причине мощная новгородская школа архитектурной реставрации возникла как раз из этого драматичного факта. Многое было разрушено, а затем реставраторы восстановили памятники из руин. церковь Андрея Юродивого на Ситке И по сей день пребывает в руинах. Расположена недалеко от Новгорода, в подходящем для туристов месте, между известным Храмом Спаса на Ковалеве, храмом Спаса на Нередице. Недавно открытое Рюриковым городищем желание исследовать неизведанное привело нас к этому памятнику. В 2013 году заложили небольшой шурф и поняли, что храм возвышается под землей на большую высоту: например, на восточной стороне более чем на 2 метра.

Новые исследования в области архитектурной археологии представляют в одноименном ежегоднике.
Изображение: Елена Либрик / «Научная Россия»
Памятник не утратил все следы своего существования: о нем сохранились описания и много фотографий. Важную роль он играл в XIX веке как вертикальная доминанта между церквями Спаса на Ковалеве и Спаса на Нередице. Если при помощи виртуальной реконструкции установить его юго-восточнее Новгорода рядом с Мало-Кирилловым монастырем, то вид этой части пригорода преобразится.
Работа на таком памятнике, как и любая другая работа в археологии, невозможна в одиночку. Археология — это командная наукаВ состав нашей группы входят археологи, архитекторы, антропологи и искусствоведы, в том числе архитектуроведы. Мы высоко ценим совместную работу.
— Вы часто посещаете археологические раскопки. Какую из последних разведок хотели бы описать?
В настоящее время летом наша команда трудится в Новгороде над прекрасным памятником, утраченным за длительное время. церковь Бориса и ГлебаВ центре Новгородского детинца находился монументальный храм, построенный в 1170-х годах и разрушенный в XVII веке.
Памятник обладал внушительными размерами и упоминается в летописях. В 1940-е годы проводились раскопки храма, во время которых ученые выяснили его сохранение под землёй и зафиксировали конструкцию, собрав ограниченный набор материалов. После начала войны документы об этих раскопках не дошли до нас. Мы вновь приступили к работе с храмом, зная его местоположение. Виртуальная реконструкция в городском кремле может дать представление о том, что на месте сегодняшней поляны возвышался значительный памятник архитектуры.
Церковь Бориса и Глеба тесно связана с историей Новгорода. До патриарха Никона в ней хранились остатки реликвий из языческого периода Новгорода. К церкви вели многочисленные новгородские улицы, вокруг образовалось огромное средневековое кладбище, которое также зафиксировано. Все это находится в Новгородском кремле, неподалёку от Софийского собора!
Храм знаменит тем, что по легенде на его месте стояла первая деревянная София. Нам хотелось подтвердить или опровергнуть этот факт. Сегодня мы не можем сказать, что нашли стопроцентные доказательства, но находим артефакты, которые могут свидетельствовать о храме, построенном до середины XII века. Например, мы нахожим тессеры – фрагменты мозаики, датированные началом XII века. Скорее всего, они украшали предыдущее сооружение, первоначальный храм. Конечно, не факт, что это был первый Софийский собор, но архитектурно-археологическая интрига нас воодушевляет.
— В Институте археологии РАН функционирует лаборатория архитектурной археологии, исследующая… Юрьев монастырь в Великом Новгороде, где находится Георгиевский собор, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пожалуйста, расскажите подробнее о проводимых в лаборатории исследованиях. результаты уже были получены и какие изыскания запланированы?
Наша лаборатория специализируется на изучении Георгиевского собора Юрьева монастыря. Создана в рамках проекта Министерства науки и высшего образования, этот проект был направлен на изучение собора и прежде всего комплекса фресок, обнаруженных во время археологических раскопок памятника. После получения хороших результатов в рамках этого проекта лаборатория архитектурной археологии продолжает исследовать большое наследие, связанное с архитектурой.

Марина Викторовна Вдовиченко руководит лабораторией архитектурной археологии ИА РАН, учрежденной по программе Министерства науки и высшего образования для изучения Георгиевского собора Юрьева монастыря в Великом Новгороде — объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
Изображение: Елена Либрик / «Научная Россия».
Если вернуться к Георгиевскому собору и Юрьеву монастырю, это памятник, стоящий особняком. Входит он в число первых новгородских архитектурных сооружений, и к нему словно стремилась вся архитектура той эпохи. Этот памятник ставит точку в архитектурном развитии первой половины XII века. После его постройки архитектура стала развиваться по другим направлениям. Собор объединил все архитектурные изыски, накопившиеся до этого времени. Сложность исследования этого огромного сооружения заключается в комплексности его архитектуры: собор строился с использованием многообразных современных технологий и был наполнен предметами искусства. Как я уже говорила, мы изучали фрески в этом соборе.
Появление фресок Георгиевского собора представляет особенную тему: их сняли со стен и извлекли из-под земли в разрушенном виде. Изучение фрагментов фресок с использованием точных научных методов дало новые результаты. Исследовались раствор, используемый в качестве основы для фресок, пигменты красок и всё это в комплексе с анализом стиля фресок и их расположения на стенах позволило получить общее представление об ансамбле монументальной живописи, украшавшей собор.
Собирая фрески, обнаружили, что большая их часть окрашена синим цветом. Для росписи собора использовался лазурит — одна из самых дорогих красок Средневековья. Решили определить с помощью анализов, какой именно лазурит применялся в Георгиевском соборе. В результате выяснилось, что пигмент происходит из афганского месторождения Сари-Санг. Измерения показали, что краски в росписях было очень много: огромная часть поверхности стен собора окрашена сверкающими, глубокими, насыщенно-голубыми тонами. Большое количество лазурита удивляет и заставляет задуматься о том, как и какими путями пигмент доставлялся в средневековый город.
— Вы были составителем и ответственным редактором Сборник статей «Российская академия наук в Александринском дворце: к юбилею». Как шёл процесс работы над этим изданием? Возможно, этот сборник стал толчком к новым исследованиям в этой сфере?

Собрание статей «Российская академия наук в Александринском дворце: юбилейный сборник ко дню 300-летия».
Изображение: Анастасия Жукова / «Научная Россия»
Работа оказалась очень интересной. Дворец в центре Москвы, принадлежащий Российской академии наук, известен давно. Но при изучении исторических аспектов здания выяснилось, что о его прошлом известно не так много. Потому возникла необходимость собрать об этом месте и памятнике новые тексты и знания.
Приступая к подготовке сборника, руководствовались простотой: памятник представляет собой архитектуру, скульптуру, богатую историю и сохранившиеся документы. Авторы должны были обладать соответствующими знаниями: архивисты, искусствоведы-специалисты по архитектуре и скульптуре, историки, способные представить новые сведения о жильцах дворца, его устройстве до академии наук и предметах, заполнявших пространство.
Собирая коллектив авторов, сложнее всего оказалось соединить различные точки зрения. Историки архитектуры считали главным рассказывать о формах здания, историки скульптуры – больше внимания уделяли своей области. Соединить все эти подходы всегда сложно, но при работе над таким замечательным памятником архитектуры это становится особенно важным.
По моему мнению, удалось реализовать задуманное. Собрали совершенно новые сведения об этом здании. Архитектуру Александринского дворца никто ранее так не описывал, как Владимир Валентинович Седов. О скульптуре памятника рассказала молодая исследовательница, моя бывшая коллега, найдя для сборника новые архивные документы и материалы, в том числе много фотографий, показавших скульптуры с ранее неизвестной стороны. Конечно, свой вклад внесли архивисты, работавшие с документами периода существования в этом здании академии наук. Работа получилась изумительной, и мне кажется, сборник удался. Получили отличный результат.
Изображения из текста: Елена Либрик / «Научная Россия», Анастасия Жукова / «Научная Россия», frimufilms / фотобанк Freepik.