Звезда в Млечном Пути проносится со скоростью более 2,3 млн км/ч

Звезда в Млечном Пути проносится со скоростью более 2,3 млн км/ч Звезда малой массы под названием CWISE J124909+362116.0 (J1249+36) пересекает Млечный Путь с ошеломляющей скоростью — более двух миллионов километров в час. Обнаруженная благодаря усилиям гражданских ученых из проекта Backyard Worlds: Planet 9, эта звезда могла стать жертвой взрыва сверхновой или пройти слишком близко к черной дыре. Исследование происхождения J1249+36 может не только пролить свет на окружающую ее тайну, но и обогатить наше понимание экстремальной динамики в нашей галактике.

Звезда, покинувшая Млечный Путь

Впервые J1249+36 была замечена в данных, собранных широкопольным инфракрасным зондом НАСА WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer). Чтобы раскрыть секреты этой звезды, астроном Адам Бургассер и его команда из Калифорнийского университета в Сан-Диего наблюдали ее инфракрасный спектр в обсерватории WM Keck в Маунакеа на Гавайях (США). Они обнаружили, что J1249+36 принадлежит к классу субкарликов L — очень старых и редких звезд, характеризующихся малой массой и относительно низкой температурой.

Анализ также показал, что звезда движется со скоростью, достаточной для того, чтобы в один прекрасный день вырваться из «гравитационных тисков» Млечного Пути. Однако происхождение этой скорости остается загадкой. Для объяснения этого явления были выдвинуты два основных сценария: выброс сверхновой «звезды-вампира» или выброс, вызванный взаимодействием с черными дырами.

Звезда-вампир и взрыв сверхновой

Согласно первому сценарию, J1249+36 должна была быть звездным спутником белого карлика — типа «мертвой» звезды, которая возрождается, всасывая материю из соседней звезды. Такое накопление вещества может вывести белый карлик за пределы предела Чандрасекхара (в 1,4 раза больше массы Солнца), что приведет к катаклизмическому взрыву, известному как сверхновая типа Ia. Последняя полностью уничтожает белый карлик, выбрасывая его звездного компаньона на большой орбитальной скорости.

Хотя этот сценарий правдоподобен, прямые доказательства отсутствуют, поскольку остатки взрыва, вероятно, рассеялись миллионы лет назад.

Взаимодействие с черными дырами

Второй сценарий предполагает, что J1249+36 начал свою жизнь в шаровом скоплении, которое представляет собой компактную область, содержащую тысячи или даже миллионы звезд. Звезды концентрируются в центре таких скоплений, где также могут находиться черные дыры различной массы. Сложные взаимодействия между звездой и бинарной системой черных дыр могут разгонять ее с феноменальной скоростью, вплоть до того, что она может покинуть пределы своего первоначального скопления, хотя это явление встречается редко.

Моделирование показало, что такой тип взаимодействия действительно может вывести звезду на траекторию, подобную той, что наблюдалась у J1249+36. Более того, ее траектория указывает на плотную область пространства, которая потенциально может быть местом расположения неизвестного шарового скопления.

Теперь исследовательская группа планирует изучить элементный состав J1249+36, чтобы определить его происхождение. Это может дать ключ к разгадке ее рождения — из сверхновой звезды с белым карликом или из шарового скопления. Независимо от происхождения, открытие J1249+36 дает уникальную возможность изучить так называемые «гиперскоростные» звезды и механизмы, которые приводят их в движение по галактике.