20 февраля в Интеллектуальном центре ― Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова прошло заседание Совета Российского Союза ректоров. Главная тема встречи: подготовка кадров для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.
Российский Союз ректоров (РСР) — общероссийская общественная организация, объединяющая более 700 руководителей образовательных организаций высшего образования РФ.
Участники:
Андрей Александрович Фурсенко, помощник Президента РФ;
Валерий Николаевич Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
Сергей Владимирович Кабышев, председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию;
Виктор Антонович Садовничий, президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН.
В числе участников также президенты и полномочные представители университетов России и представители Российской академии наук.
Участники обсудили приоритеты развития российской высшей школы в современных условиях, концепции развития математического, биологического, физического и химического образования в России, а также подготовку рейтингов вузов университетов БРИКС+ в рамках Московского международного рейтинга «Три миссии университета».
В.А. Садовничий выступил с докладом «Университеты ― ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России». Вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.Н. Калмыков представил доклад «О концепции химического образования». Академик-секретарь отделения биологических наук РАН, декан биологического факультета МГУ М.П. Кирпичников выступил с докладом: «О концепции биологического образования».
Портал «Научная Россия» провел прямую текстовую трансляцию.
13:02 Трансляция началась.
13:03 Президент Российского Союза ректоров В.А. Садовничий открывает заседание.
13:04 В.А. Садовничий: «Мы заинтересованы в одном деле: качественно готовить специалистов».
13:05 Выступает министр науки и высшего образования В.Н. Фальков.
13:07 В.Н. Фальков говорит о необходимости реформирования системы высшего образования.
13:09 В.Н. Фальков рассказывает о подготовке новых концепций образования в различных направлениях.
13:10 В.А. Садовничий выступает с докладом «Университеты ― ключевой фактор в системе подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России».
13:13 В.А. Садовничий: «По экспертным оценкам 2023 г. около 60% российских предприятий заявили о кадровом дефиците».
13:15 В.А. Садовничий: «Обеспечение технологического суверенитета связано с приоритетностью определенных дисциплин. Прежде всего математики и естественных наук. Важность этого вопроса осознается на государственном уровне».
13:17 В.А. Садовничий рассказывает о концепции математического образования.
13:20 В.А. Садовничий: «Исключительную важность фундаментальной математики подчеркивают и крупнейшие зарубежные эксперты».
13:22 В.А. Садовничий: «Концепция химического образования направлена на повышения качества преподавания химии на всех уровнях, и подготовку специалистов химической и смежных областей, которые востребованы на рынке и способны работать на перспективу».
13:23 Докладчик рассказывает о концепции физического образования.
13:26 В.А. Садовничий рассказывает о всероссийском исследовании удовлетворенности студентов обучением и образовательными возможностями. Более 83% российских студентов удовлетворены обучением и возможностями образования, предоставляемыми вузами.
13:28 Докладчик рассказывает о пилотном проекте по переходу вузов на новую систему образования.
13:30 В.А. Садовничий отмечает основные принципы подготовки кадров в России: фундаментальность, междисциплинарность, расширение цифровых компетенций, развитие фундаментального инженерного образования и подготовку профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта.
13:32 Ректор МГУ рассказывает о развитии вузовской науки.
13:35 В.А. Садовничий: «Важным шагом развития вузовской науки стало реформирование аспирантуры. Это и наша просьба в целях усиления ее научной составляющей».
13:38 Докладчик рассказывает об обновлении учебно-научного оборудования. На обновление приборной базы МГУ им. М.В. Ломоносова в в 2020 — 2024 гг. направлено около 4 млрд руб.
13:40 В.А. Садовничий: «Воспитательная работа и образовательный процесс неотделимы».
13:41 В.А. Садовничий рассказывает о создании сети кампусов мирового уровня до 2030 г.
13:44 Ректор МГУ говорит о международном рейтинге университетов «Три миссии университетов».
13:46 В.А. Садовничий: «Нам удается многое решать, потому что есть поддержка президента».
13:48 Выступает губернатор Курской области Р.В. Старовойт.
13:50 Происходит подписание соглашения о присоединении Курской области к научно-образовательному консорциуму «Вернадский».
13:52 Выступает вице-президент Российского Союза ректоров А.В. Демидов.
13:54 А.В. Демидов рассказывает о фундаментальном инженерном образовании и его связи с достижением технологического суверенитета.
13:57 Выступает вице-президент РСР, ректор Воронежского университета Д.А. Ендовицкий.
13:59 Д.А. Ендовицкий рассказывает о государственной поддержке вузов и программе «Приоритет 2030».
14:02 Д.А. Ендовицкий: «В рамках достижения технологического суверенитета 30 регионов страны разрабатывают свои программы научно-технологического развития».
14:03 Выступает ректор Балтийского университета им. И. Канта А.А. Федоров.
14:05 А.А. Федоров говорит о создании новых кампусов мирового уровня и их оснащении.
14:06 А.А. Федоров: «Говоря о кампусах, мы не можем не сказать, что это центр молодежной жизни».
14:07 Выступает ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александров.
14:08 А.А. Александров говорит об участии университета в проекте создания кампусов мирового уровня.
14:12 А.А. Александров рассказывает о реставрации старых и постройке новых корпусов в рамках создания кампуса мирового уровня.
14:13 А.А. Александров «Кампус ― это ареал обитания, где должно быть все для учебы, научных исследований, проживания, спорта».
14:18 Выступает ректор Донецкого университета С.В. Беспалова.
14:19 С.В. Беспалова рассказывает о подготовке кадров в Донецке.
14:20 С.В. Беспалова: «С 2015 г. в Донецкой республике успешно работает Совет ректоров ДНР».
14:21 С.В. Беспалова говорит об участии Донецкого государственного университета в инновационных программах и проектах.
14:24 С.В. Беспалова выражает слова признательности президенту РФ В.В. Путину.
14:26 Выступает ректор РАНХиГС А.Г. Комиссаров.
14:27 А.Г. Комиссаров говорит о духовном и нравственном воспитании.
14:30 А.Г. Комиссаров рассказывает о проекте ДНК России.
14:31 Выступает помощник президента РФ А.А. Фурсенко.
14:33 А.А. Фурсенко говорит о новой системе высшего образования и приоритетных направлениях: «Количество приоритетных направлений все время растет».
14:35 А.А. Фурсенко говорит о необходимости сосредоточения сил на основных направлениях.
14:37 А.А. Фурсенко: «Значимость мировоззренческих дисциплин огромна».
14:41 А.А. Фурсенко: «Сегодня интерес в обществе к науке больше, чем когда бы то ни было в Советском Союзе. <…> Этим надо воспользоваться».
14:45 А.А. Фурсенко говорит о массовости высшего образования в России.
14:47 Участники заседания обсуждают предыдущие выступления.
14:50 Выступает ректор НИЯУ МИФИ В.И. Шевченко.
14:50 В.И. Шевченко рассказывает о концепции физического образования.
14:52 В.И. Шевченко обращается внимание на то, что доля школьников, осознанно рассматривающих физико-математические науки и инженерию как будущую сферу деятельности критически недостаточна для обеспечения развития техносферы России.
14:54 В.И. Шевченко рассказывает о поддержке школьников и учителей.
14:55 В.И. Шевченко анонсирует новую линейку современных учебников по общей и профильной физике от преподавателей НИЯУ МИФИ.
14:57 О концепции математического образования рассказывает ректор Адыгейского государственного университета Д.К. Мамий.
14:59 Д.К. Мамий: «Мы добились того, что появились призеры Всероссийской олимпиады в тех регионах, где их раньше не было».
15:00 Д.К. Мамий рассказывает о популяризации математического образования.
15:03 Д.К. Мамий говорит о математических центрах, созданных на базе некоторых университетов страны. Они обеспечивают связность математического образования и математических исследований. Этот проект необходимо сохранить после 2025 г.
15:05 О концепции химического образования рассказывает вице-президент Российской академии наук С.Н. Калмыков.
15:07 С.Н. Калмыков говорит об основных вызовах, стоящих перед химическим образованием в России. Это, в том числе, необходимость современных учебников и современного подхода к образованию.
15:09 С.Н. Калмыков отмечает, что химию выбирают менее 12% школьников, сдающих ЕГЭ.
15:12 С.Н. Калмыков: «У нас создана Общероссийская общественная организация учителей и преподавателей химии».
15:15 Академик-секретарь отделения биологических наук РАН, декан биологического факультета МГУ М.П. Кирпичников рассказывает о создании концепции развития биологического образования.
15:16 М.П. Кирпичников: «Математика это та скрепа, которая делает области знания наукой».
15:19 М.П. Кирпичников: «Биология это то, с чем мы встречаемся с самого раннего детства».
15:21 М.П. Кирпичников говорит о проблеме наставничества при работе со школьниками и поддержке талантливых детей.
15:26 М.П. Кирпичников рассказывает о передовых педагогических школах. Это центры повышения качества подготовки педагогических кадров по предметным областям на базе университетов и научных организаций.
15:28 В.А. Садовничий говорит об утверждении концепций развития образования на государственном уровне.
15:30 Участники обсуждают мировые рейтинги высшего образования.
15:38 Участники рассматривают график мероприятий Российского Союза ректоров.
Трансляция завершена.