Немногим более двух лет назад, в апреле 2022 года, автор этих строк инициировал в Российской академии наук дискуссию, название которой вынесено в заглавие данной статьи*.
Проходила она под эгидой Научного совета РАН “История мировой культуры” в зале Государственного совета Эрмитажа.
Председательствовал академик Михаил Пиотровский, участники — члены РАН Ирина Абрамова, Виталий Наумкин, Валерий Черешнев, посол России во Франции Алексей Мешков, ректор Дипломатической академии МИД РФ Александр Яковенко, депутат Госдумы РФ Константин Затулин и ряд других видных историков, культурологов, правоведов. Словом, собрание незаурядных умов Отечества.
Участники находились под впечатлением от очередной глупейшей выходки чиновников Запада — “отказа от российской культуры”. Тогда стало ясно, что организация современной жизни Западной Европы и США попала в руки настоящих дикарей, и ученым было интересно обменяться мнениями.
Разговор начал Михаил Пиотровский: “Тема о принадлежности к Европе из категории вечных”. Однако массой исторических исследований установлено, что Россия неизмеримо больше Европа, чем, например, Финляндия или племена Балтии, вышедшие из шалашей в цивилизацию благодаря нашей стране.
С точки зрения классической культурологии великая европейская цивилизация давно разделилась на две ветви: одна представлена Западной Европой и примкнувшими к ней лимитрофными государствами, другая — в первую очередь Россией.
Лет тридцать назад казалось, что давним спорам славянофилов, западников и евразийцев убедительно подвел черту в гуманитарной науке академик Д.С. Лихачев, заключивший, что Россия от Калининграда до Владивостока — несомненная Европа.
Однако в ходе дискуссии академик А.О. Чубарьян с учетом открытий последних лет снова вернулся к синтезу христианской и исламской культур, “осуществлявшемуся в России с давних времен, что является уникальным свойством нашей страны”. Выдающийся историк подчеркнул, что, “говоря о Европе, мы не должны отождествлять ее с Европейским союзом. ЕС — это брюссельская бюрократия, следующие общим правилам лидеры стран-участниц и т.д. В общем — это политический инструмент”. А Россия и цивилизационно, и культурно — страна двух ипостасей, европейской и азиатской.
Меткое замечание об истории Европы высказал Алексей Мешков: “Говорят, что Россия утратила свою европейскую суть из-за 300 лет под игом Золотой Орды. Но арабы господствовали в Испании в течение девяти веков. Греция несколько столетий входила в состав Османской империи. Но вы никогда не услышите, что Испания и Греция — не Европа”. Истина в том, продолжил дипломат, что Россия — самая большая страна Европы, ее культурно-исторический размах выходит далеко за рамки бюргерской деревни или литовского хутора.
Академик Сергей Глазьев заявил, что Россия и есть центр европейской цивилизации. Необходимо провести работу по пересмотру места наших достижений в мировой культуре.
Заслуживающую осмысления концепцию высказал и историк Константин Затулин: “Россия — европейская страна, частично расположенная в Азии. Государствообразующий (что было внесено в 2020 г. в Конституцию) русский народ точно является европейским народом. Мы, европейцы, которые преодолели долгий путь с Запада на Восток и дошли до Тихого океана. Так же, как и Соединенные Штаты Америки — страна преимущественно европейской культуры. Только на американском континенте англосаксы прошли путь с Востока на Запад и вышли к тому же Тихому океану”.
…Вскоре эта беседа получила впечатляющее продолжение. 31 марта 2023 года Президент РФ В. Путин своим указом утвердил новую Концепцию внешней политики Российской Федерации, определив “особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира”.
На Петербургском экономическом форуме 7 июня 2024 года Владимир Путин подчеркнул, что Россия усиливает свою роль центра “традиционной европейской культуры и традиционных европейских ценностей”. Гены европейской культуры утрачиваются “в той части Европы, которая называется Западной”.
Из этого вытекает, что Евросоюз называть Европой нет оснований. Во-первых, это далеко не вся Европа, во-вторых, не вполне европейская по сути культура. Являясь частью Европы географически, Евросоюз в деятельности правящей верхушки и в официозной общественной жизни стремительно удаляется от настоящей Европы, ее исторических корней, выстраданных веками развития базовых ценностей.
Не исключено, что скоро мы будем называть это мутирующее вместе с США явление просто “странами НАТО”.
В общем, Россия — настоящая Европа. А Евросоюз, к сожалению, уже не совсем…
* Является ли Россия Европой? Является ли Европой Евросоюз?: Круглый стол, 6 апреля 2022 года / научный редактор А.С. Запесоцкий. — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2022. — 52 с.
Источник фото: Елена Либрик / «Научная Россия»