Новое исследование Уорвикского университета показывает, что такие слова, как «размножение», сохраняются в нашем языке в результате «выживания сильнейших», подобно естественному отбору.
В то время как недавнее объявление «Слова года» посвящено новым словам, таким как «rizz» или «situationhip», исследование профессора Томаса Хиллса о том, почему одни слова выживают в современном языковом ландшафте, а другие — нет.
Исследование пришло к выводу, что наибольшей силой воздействия обладают слова:
- слова, приобретенные в раннем возрасте;
- слова, связанные с предметами, которые люди могут увидеть или представить, так называемые «конкретные» слова. Например, слово «кошка» более конкретно, чем «животное», которое конкретнее, чем «организм»;
- слова, которые вызывают более сильные эмоции, включая такие, как «секс» и «драка».
По мнению ученых, эти результаты показывают, как человеческий мозг обрабатывает и фильтрует информацию — процесс, известный как «когнитивный отбор». Это становится крайне важным в современном мире, где различные формы информации постоянно конкурируют за наше внимание. Информация — это сложный организм, постоянно развивающийся по мере того, как она проходит когнитивный отбор в нашем сознании.
Языки меняются под влиянием социальных, культурных и когнитивных факторов. Информационная среда изменяется под влиянием войн, болезней, изменений численности населения и технологических инноваций. Однако разум остается относительно стабильным, он способен оказывать длительное влияние на эволюцию языка. Когнитивный отбор влияет на то, что в условиях информационного рынка останется в силе.
Исследование показало, что такие свойства, как раннее усвоение, конкретность и возбуждение, дают языковой информации селективное преимущество.
Исследование включало в себя эксперимент по пересказу историй, в ходе которого более 12 000 человек попросили пересказать тысячи коротких историй, каждая из которых в среднем состояла из 200 слов. Для второй части эксперимента психологи проанализировали миллионы слов из художественной и научной литературы, книг, газет и журналов за сотни лет, с 1800 по 2000 год.
Исследование «Как когнитивный отбор влияет на изменение языка» опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).
[Фото: ru.123rf.com]