Выявлены антитела против бактерии Klebsiella pneumoniae

Кафедра медицинской микробиологии UMC в Утрехте. Фото: University Medical Center Utrecht / Suzan Rooijakkers

В ходе исследований, проведенных в Утрехтском медицинском центре, было выявлено 29 новых антител против бактерии Klebsiella pneumoniae, являющейся частой причиной инфекций с лекарственной устойчивостью. Используя генетические и функциональные подходы, исследователям удалось выяснить, как эти антитела взаимодействуют с антигенами на поверхности бактерий, сообщается в научном журнале  EurekAlert!. Также было обнаружено, что некоторые из новых антител действуют синергически, нейтрализуя патоген. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Растущая проблема устойчивости к противомикробным препаратам (AMR) настоятельно требует разработки альтернативных методов лечения бактериальных инфекций. Перспективной стратегией является стимулирование иммунной системы с помощью антител, либо опосредованно через вакцинацию, либо напрямую через терапевтические антитела. Одним из основных механизмов, с помощью которых антитела могут уничтожать бактерии, является активация системы комплемента при связывании с поверхностными антигенами бактерий.

Активация каскада комплемента может привести к гибели бактерий через создание больших пор в клеточной мембране, а также через фагоцитоз. Однако как именно происходит опосредованное антителами уничтожение бактерий с помощью комплемента, остается малоизученным. Кроме того, необходимы новые инструменты для идентификации антибактериальных антител и глубокого изучения того, как они взаимодействуют со структурами поверхности бактерий. Профессор Сюзан Руйяккерс и ее коллеги из отделения медицинской микробиологии Утрехтского университета разработали инновационный подход для выявления новых антибактериальных антител из В-клеток памяти человека.

Хотя обычно B-клетки окрашивают очищенными антигенами, исследователи решили применить более комплексный подход и окрашивать B-клетки целыми живыми бактериями, сохраняя тем самым антигены в их естественном контексте. Используя этот подход, ученые успешно идентифицировали 29 уникальных антител против условно-патогенной бактерии Klebsiella pneumoniae, являющейся важной причиной внутрибольничных инфекций с растущей устойчивостью к противомикробным препаратам.

Исследователи обнаружили, что специфические антигены на поверхности бактерий определяют способность антител активировать комплемент и убивать бактерии. Кроме того, анализ смесей антител показал, что некоторые из них действуют синергически, усиливая связывание друг друга с бактериальной поверхностью.

Руководитель исследования Сюзан Ройяккерс заключила: «Мы ожидаем, что новый подход ускорит открытие моноклональных антител против бактериальных патогенов. Кроме того, наша работа подтолкнет специалистов к изучению вопроса о том, являются ли комбинации антител перспективным путем для разработки мощной терапии против проблемных инфекций».

[Фото: University Medical Center Utrecht / Suzan Rooijakkers]