Впервые в истории на Землю доставлены образцы грунта с обратной стороны Луны

На этой графической аннотации изображено место посадки лунного зонда "Чанъэ-6". Фото: Yue et al./The Innovation

25 июня китайский лунный зонд «Чанъэ-6» (CE-6) вернулся на Землю, доставив первые образцы поверхности, собранные с обратной стороны Луны. В преддверии этого исторического события ученые из Института геологии и геофизики Китайской академии наук опубликовали в журнале The Innovation свои прогнозы относительно уникальных материалов, которые могут быть найдены в образцах CE-6, сообщает научное издание EurekAlert!.

Основываясь на геологических характеристиках места посадки зонда, ученые предполагают, что возвращенные образцы поверхности будут состоять из вулканической породы возрастом 2,5 миллиона лет в сочетании с небольшим количеством материала, образовавшегося в результате ударов близлежащих метеоритов. Существует также вероятность, что в образцах будут обнаружены свидетельства давних ударов.

«Между дальней и ближней сторонами Луны существуют значительные различия в толщине лунной коры, вулканической активности, составе и т.д., особенно если учесть, что CE-6 совершил посадку в Южно-Полярно-Айткинском (SPA) бассейне, особом террейне Луны. Ожидается, что образцы CE-6, впервые полученные с обратной стороны Луны, дадут ответ на один из самых фундаментальных научных вопросов в луноведении: какая геологическая активность ответственна за различия между сторонами», – говорит первый автор исследования Цзунъюй Юэ, геолог Китайской академии наук.

Почти 3 недели назад, 2 июня, CE-6 совершил посадку в кратере Аполлон, расположенном на краю крупнейшей впадины на Луне, известной как бассейн SPA. Зонд использовал керновое бурение и поверхностное черпание, чтобы собрать камни и минералы, которые, вероятно, содержат следы ранних метеоритных ударов. Полученные данные позволят выяснить, насколько далеко распространились по Луне выбросы от ранних столкновений и есть ли какие-либо различия по сравнению с тем, что было зафиксировано на асимметричной ближней стороне.

«Больше всего я надеюсь, что образцы CE-6 содержат некоторые импактиты (фрагменты, образующиеся при столкновении небольших тел с Луной) из кратера Аполлон и бассейна SPA, которые могут дать понимание о раннем импактном потоке на Луну. Как только эта информация будет получена, она не только поможет прояснить роль ранних ударов лунных метеоритов в эволюции Луны, но и будет иметь большое значение для анализа ранней истории ударов во внутренней части Солнечной системы», – говорит Юэ.

После 10 успешных миссий по возвращению лунных образцов, проведенных на ближней стороне Луны, образцы лунного зонда CE-6 являются первыми, собранными с дальней стороны Луны. Исследователи ожидают, что их анализ в ближайшие месяцы и годы будет способствовать более полному пониманию эволюции Луны.

[Фото: Yue et al./The Innovation]