Вокруг одной из старейших звезд галактики обнаружена суперземля

Вокруг одной из старейших звезд галактики обнаружена суперземля Команда астрономов объявляет об открытии каменной «сверхземной» планеты, развивающейся вокруг одной из старейших звезд Млечного Пути. С другой стороны, шансы на то, что она будет заселена, практически равны нулю.

Чтобы полностью понять процессы формирования и эволюции планет, исследователи должны наблюдать и охарактеризовать как можно больше миров, от самых молодых до самых старых. В этом смысле прогресс был достигнут в последние годы благодаря охотникам за экзопланетами.

Несколько месяцев назад, например, наблюдения, сделанные с помощью Очень большого телескопа (VLT) в Чили, позволили оценить рождение новой планетарной системы в 520 световых годах от Земли. Совсем недавно астрономы, использующие спутник TESS НАСА и гавайскую обсерваторию WM Keck, определили планету «на другом конце пути».

Не менее 10 миллиардов лет

Вы найдете этот мир, названный TOI-561b, на расстоянии около 280 световых лет. Это каменная «суперземля» примерно на 50% больше и в три раза массивнее нашей планеты. Удивительно, но исследователи также обнаружили, что плотность TOI-561b аналогична плотности Земли, что позволяет предположить, что эта планета невероятно древняя.

Тяжелые элементы, такие как железо и магний, образуются в результате реакций синтеза, происходящих в ядрах массивных звезд. Таким образом, их изобилие нарастало с течением времени, в ритме звездных взрывов, засеявших вселенную своей стихией. Здесь низкая плотность TOI-561b по сравнению с ее размером предполагает, что она содержит относительно мало тяжелых элементов, отсюда и ее кажущийся возраст. По мнению авторов, этот мир, вероятно, сформировался около 10 миллиардов лет назад.

Эти подозрения подтверждаются и присутствием его хозяина в галактическом толстом диске, где обитает редкая популяция звезд, имеющих значительно меньше тяжелых элементов, чем типичные звезды Млечного Пути. Проще говоря, TOI-561b — одна из старейших когда-либо обнаруженных каменных планет, развивающаяся вокруг одной из самых старых звезд в галактике. «Ее существование показывает, что Вселенная сформировала каменные планеты очень рано в своей истории«, — отмечает Лорен Вайс из Гавайского университета и ведущий автор исследования.

Вокруг одной из старейших звезд галактики обнаружена суперземля
Художественное изображение одной из старейших и наиболее бедных металлами планетных систем, обнаруженных на сегодняшний день. Источники: WM Keck

Слишком жарко, чтобы иметь жизнь

Еще один интересный момент: TOI-561b движется очень близко к своей звезде, совершая оборот всего за двенадцать часов. Как видите, год на этой планете эквивалентен половине дня здесь, на Земле. В результате этот мир имеет среднюю температуру поверхности более 1726 градусов Цельсия, которая, естественно, кажется слишком высокой, чтобы поддерживать любую форму жизни, какой мы ее знаем.

Наконец, исследователи также сообщают о присутствии двух других известных планет в дополнение к TOI-561b. С другой стороны, эти две другие планеты слишком велики и недостаточно плотны, чтобы быть каменистыми. Другими словами, они — газовые гиганты, как Сатурн или Юпитер. Подробнее об этой работе вы можете прочитать в «Астрономическом журнале«.