В пределах погрешности. 130 лет со дня рождения Петра Капицы

П.Л. Капица Источник Лев Иванов / РИА Новости

«Простите, с какой погрешностью вы проводите эксперименты?» — задал одному из отцов-основателей современной физики вопрос Петр Леонидович Капица, пытаясь попасть в Кавендишскую лабораторию в Кембридже, которую возглавлял Эрнест Резерфорд. Тот, отказывавший вначале молодому человеку в месте из-за отсутствия вакансий, недоумевающе ответил: «Три процента». «А  сколько  человек у вас работает?» — «Тридцать» — «Не могу ли я находиться в пределах вашей  погрешности? Тогда вы и не заметите, что я у вас работаю!».

Петр Леонидович лукавил. Не заметить его было невозможно, и он прекрасно это осознавал. В том же году, когда происходил разговор с Резерфордом, Петр Капица вместе с другом Николаем Семеновым уговорили художника Бориса Кустодиева написать их портрет. «Вот вы пишете портреты уже знаменитых людей. А почему бы вам не написать портрет будущих знаменитостей?» Художник шутя поинтересовался, не собираются ли молодые люди стать нобелевскими лауреатами. Они кивнули. И не ошиблись.

Петр Леонидович получил Нобелевскую премию за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия, он же ввел в научный обиход термин «сверхтекучесть». Среди других его важнейших работ: исследования сверхсильных магнитных полей, разработка промышленной установки для сжижения газов. В последние годы Петр Леонидович работал над задачами термоядерного синтеза и проблемой удержания высокотемпературной плазмы в магнитном поле.

Проведя значительную часть жизни в Англии, он оставался советским ученым. Однако в 1934 г. из Советского союза обратно в Англию его не пустили. С той поры он жил свободным человеком в несвободной стране. Гражданская и научная смелость подвигла Петра Капицу в страшном 1937 г. протестовать против того, что ученых лишают возможности читать иностранные журналы — безрезультатно. Другими письмами, в том числе лично Сталину, Капица рассчитывал спасти от уничтожения нескольких ученых, в том числе великого Льва Ландау и выдающегося математика Николая Лузина.

О его жизни, о его письмах, о его научных трудах, его учениках и учителях смотрите в фильме режиссера Андрея Столярова «Капица в единственном числе». Фильм доступен к просмотру на платформе «Смотрим».

Источник фото на странице: Лев Иванов / РИА Новости