В центре Млечного Пути обнаружено 10 новых мертвых звезд-монстров

Астрономы обнаружили десять странных мертвых звезд, или «нейтронных звезд», скрывающихся в сердце Млечного Пути. Эти странные нейтронные звезды еще и вращаются, то есть являются «пульсарами». Ученые подозревают, что слишком плотная природа этого странного шарового скопления, расположенного в 18 000 световых лет от Земли, может привести к тому, что эти быстро вращающиеся мертвые звезды принимают причудливые и странные формы.

Например, в скоплении есть несколько «паучьих пульсаров», уничтожающих звезды плазменными паутинами, и звезда-вампир — демон скорости, жадно пожирающий свои звезды-компаньоны.

Пульсары — это нейтронные звезды, которые могут вращаться со скоростью до 700 раз в секунду. Со своих полюсов они испускают пучки излучения, которые проносятся через весь космос, как луч небесного маяка. Эти недавно обнаруженные пульсары находятся вместе в шаровом скоплении Terzan 5, где обитают сотни тысяч звезд разных типов с возрастом от 12 до 4,5 миллиарда лет. Астрономам уже было известно о 39 пульсарах в Terzan 5, одном из самых густонаселенных регионов Млечного Пути.

«Очень необычно находить новые экзотические пульсары«, — сказал в своем заявлении Скотт Рэнсом, ученый из Национальной радиоастрономической обсерватории Национального научного фонда США. «Но что действительно захватывает, так это большое разнообразие таких странных объектов в одном скоплении«.

Демоны скорости и хищные космические пауки

Рэнсом и его коллеги обнаружили пульсары с помощью телескопа Green Bank и телескопа MeerKAT. Отслеживание местоположения нейтронных звезд и времени их вращения с помощью MeerKAT, а затем сравнение с 20-летними наблюдениями Terzan 5, сделанными с помощью телескопа Green Bank, выявило причудливые характеристики этих недавно найденных мертвых звезд.

Например, две нейтронные звезды являются частью невероятно редкой двойной нейтронной звезды. Астрономы обнаружили около 3 600 пульсаров в Млечном Пути, но только 20 из них оказались двойными нейтронными звездами.

Когда образуются двойные звезды, одна из нейтронных звезд, подобно космическому вампиру, вытягивает материю из другой. Переданная материя несет с собой угловой момент, который увеличивает вращение нейтронной звезды, создавая «миллисекундный пульсар», который может вращаться сотни раз в секунду. Недавно найденная пара может установить рекорд для такого объекта: кажется, что она вращается быстрее, чем 716 оборотов в секунду — скорость вращения нынешнего рекордсмена PSR J1748-2446ad, который также находится в Terzan 5.

Однако этот демон скорости мертвой звезды был не единственным монстром, обнаруженным в Terzan 5.

В центре Млечного Пути обнаружено 10 новых мертвых звезд-монстров

Команда также обнаружила три новых редких пульсара-паука. Эти пульсары классифицируются как «красные пауки» или «черные вдовы», в зависимости от природы звезды-компаньона, которую они пожирают.

Оба типа звезд уничтожают звезды-компаньоны, которые подходят к ним слишком близко, с помощью «паутины» высокоэнергетического излучения. Пульсары-пауки «Красной вдовы» охотятся на звезды-компаньоны с массой от 10 до 50 % от массы Солнца, а пульсары «Черной вдовы» пожирают меньшие звезды с массой менее 5 % от массы Солнца.

Открытие «чудовищного месива» из страшных нейтронных звезд может помочь астрономам лучше понять пульсары и то, как на них влияет эволюция в шаровом скоплении.

Исследование команды опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.