Ученые из Великобритании выяснили, где в тимусе скапливаются стволовые клетки

Исследователи из Института Фрэнсиса Крика впервые идентифицировали стволовые клетки в тимусе человека, которые дают начало эпителиальным клеткам железы, сообщает EurekAlert! со ссылкой на институт. Эти клетки могут стать новой мишенью для терапии, укрепляющей иммунную систему. Подробно открытие описано в журнале Developmental Cell.

Тимус — это железа, расположенная в передней части грудной клетки. С возрастом человека тимус, или вилочковая железа, уменьшается в размерах, и до недавнего времени о функции тимуса ничего не было известно. Теперь же мы знаем, что в этом органе созревают и «обучаются» иммунные Т-клетки, которые борются с болезнями.

До сих пор считалось, что в тимусе нет «настоящих» эпителиальных стволовых клеток, а есть только предшественники, возникающие в процессе развития плода. Новое же исследование показывает, что железа содержит самообновляющиеся стволовые клетки, которые дают начало эпителиальным клеткам, «мотивирующие» клетки тимуса (тимоциты) стать Т-клетками. Это говорит о том, что вилочковая железа играет важную регенеративную роль в том числе во взрослом возрасте, что можно использовать для укрепления иммунной системы.

В ходе своих экспериментов исследователи определили, что стволовые клетки скапливаются в двух местах тимуса: под капсулой органа, или наружным слоем, и вокруг кровеносных сосудов в мозговом веществе, в центральной части.

Исследование показало, что стволовые клетки тимуса, названные поликератиновыми, производят белки внеклеточного матрикса (фибронектина). Кроме того, обнаруженные стволовые клетки экспрессируют множество генов, позволяющих им давать начало многим типам клеток. Они могут развиваться как в эпителиальные, так и в мышечные и нейроэндокринные клетки. Так, вероятно, тимус играет непоследнюю роль в том числе в гормональной регуляции.

На фото: срез цельной ткани тимуса человека. Тимоциты показаны красным цветом, эпителиальные клетки — голубым, поликератиновые стволовые клетки рядом с участками фибронектина — зеленым.

[Фото: Developmental Cell]