Состав микрофлоры кишечника предскажет развитие таких инфекций, как пневмония

Состав микрофлоры кишечника может предсказать вероятность развития серьезных инфекций, таких как пневмония. Фото: ru.123rf.com

Исследователи из Амстердамского университетского медицинского центра и Университета Турку (Финляндия) наблюдали за более чем 10 000 человек в течение 6 лет. Более чем у 600 человек с менее здоровой кишечной флорой развилась серьезная инфекция, которая в некоторых случаях приводила к смерти. Результаты исследования опубликованы в журнале The Lancet Microbe, сообщает EurekAlert!.

У 602 человек, которые были госпитализированы из-за инфекции, в начале исследования было обнаружено, что в их микробиоме меньше бактерий, продуцирующих бутират (масляную кислоту, которая оказывает положительное влияние на иммунную систему мышей). Ранее также было замечено, что у людей с серьезными инфекциями количество этих бактерий меньше. «Но мы не знали, является ли менее здоровая микрофлора кишечника следствием острой инфекции и ее лечения или же в таком микробиоме всегда было меньше бактерий, продуцирующих бутират», – говорит аспирант Боб Куллберг.

Ученые хотели узнать, оказывает ли бутират, как и в случае с мышами, благотворное влияние на иммунную систему человека. В ходе исследования были проанализированы образцы кала более чем 10 000 человек, а также 16 бактерий, которые вырабатывают бутират в результате ферментации пищевых волокон. Люди не могут самостоятельно переваривать клетчатку, но эти бактерии могут. У 602 пациентов, которые были госпитализированы в течение 6 лет наблюдения, в кишечнике было значительно меньше бактерий, вырабатывающих бутират, по сравнению с остальными людьми.

«Мы увидели, что у людей, в кишечнике которых на 10% больше этих бактерий, шанс заболеть инфекцией снижается на 15-25%. Таким образом, микробиом участвует в инфекциях за пределами кишечника, таких как инфекции легких и мочевого пузыря», – говорит Куллберг. В анализе учитывались такие факторы, как возраст, история применения антибиотиков и основные заболевания, которые влияют на состав микробиоты кишечника и риск развития инфекций.

Таким образом, бутират улучшает защиту от инфекций вне кишечника. Это открытие подчеркивает важность здорового микробиома и открывает возможности для прогнозирования риска серьезной инфекции для каждого человека. Но почему у одного человека больше бактерий, вырабатывающих бутират, чем у другого, остается вопросом.

Вопрос о том, можно ли что-то сделать, чтобы запустить эти бактерии в кишечник, также пока остается без ответа. «Необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить, как мы можем увеличить количество бутирата с помощью диеты или пробиотиков, чтобы предотвратить серьезные инфекции», – говорит соисследователь и профессор Йост Вирсинга.

[Фото: ru.123rf.com]