Следы древней иммиграции в Японию обнаружены в геноме возрастом 2000 лет

Человеческие останки периода Яей, примерно 2300 лет назад, из которых была извлечена ДНК. Фото: Kim et al 2024

Исследовательская группа под руководством Джонхьюна Кима и Дзюна Охаси из Токийского университета доказала, что большинство иммигрантов на Японский архипелаг в периоды Яёй и Кофун (между 3000 г. до н. э. и 538 г. н. э.) прибыло с Корейского полуострова. Исследователи проанализировали полный геном индивида «яёй» и обнаружили, что среди неяпонских популяций результаты исследования имеют наибольшее сходство с корейскими. Хотя общепризнанно, что современное японское население имеет двойное происхождение, это открытие позволяет понять детали иммиграции на архипелаг, которые до сих пор ускользали от внимания ученых. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Human Genetics.

Сегодня Япония является международным центром как бизнеса, так и отдыха. Однако так было не всегда. Японский архипелаг был относительно изолирован в период Джомон до 3000 года до нашей эры. Затем, в периоды Яёй и Кофун, началась иммиграция на острова из континентальной Азии. «Предки, связанные с Восточной и Северо-Восточной Азией, составляют более 80% ядерных геномов современного японского населения», – объясняет Охаси, автор исследования. «Однако как японское население приобрело эти генетические корни, то есть истоки иммиграции, до конца не изучено».

Для объяснения генетического разнообразия в современном населении были предложены различные теории. В настоящее время претендентами являются двусторонняя и трехсторонняя модели смешения. Согласно двусторонней модели, основной источник иммиграции был одним и тем же в периоды Яёй и Кофун, в то время как трехсторонняя модель предполагает два разных источника. Чтобы выяснить, какая модель лучше подходит, исследователи проанализировали полный ядерный геном человека из Доигахамы, археологического памятника периода Яёй в префектуре Ямагути (Япония).

Исследователи сравнили геном человека эпохи Яёй с геномами древних и современных популяций Восточной и Северо-Восточной Азии. Сравнение показало близкое сходство с людьми периода Кофун, имеющими явное происхождение от Джомона, Восточной и Северо-Восточной Азии. Однако сравнение с современными геномами также показало, что индивид Яёй, за исключением современных японских популяций, был наиболее близок к современным корейским популяциям, которые также имеют предков, связанных с Восточной и Северо-Восточной Азией.

«Наши результаты свидетельствуют о том, что между периодами Яёй и Кофун большинство иммигрантов на Японский архипелаг происходило в основном с Корейского полуострова», – говорит Охаси. «Полученные результаты также означают, что модель трехстороннего смешения, согласно которой в период Яёй на Японский архипелаг мигрировала группа из Северо-Восточной Азии, а в период Кофун – группа из Восточной Азии, неверна».

«Поскольку наше исследование позволило определить первичное происхождение иммигрантов, наша следующая цель – изучить геномы большего числа людей эпохи Яёй, чтобы выяснить, почему более 80% геномных компонентов современной японской популяции являются результатом иммиграции и как происходило смешение континентальной Азии и коренного населения Джомон в пределах Японского архипелага», – заключили ученые.

[Фото: Kim et al 2024]