Сергей Максимович — пионер в области цветной фотографии и кинематографии

Цветная фотография. Источник: Эдвард Тернер (Edward Turner) / Изображение из коллекции Национального музея СМИ

Сергей Олимпиевич Максимович — один из пионеров в области цветной кинематографии и фотографии. Интерес Сергея Максимовича к теории и практике фотографии проявился еще в студенческие годы. Особенно его волновали вопросы разработки способов цветной фотографии и ее применения. Будучи электрохимиком по образованию, он прекрасно разбирался в оптике и соприкасающихся с ней фотографических процессах.

Родился Сергей Максимович в 1876 г. в Петербурге. Окончив в 1898 г. Александровский лицей, поступил на электрохимический факультет Дармштадтской высшей технической школы и параллельно работал в лабораториях химии, электрохимии, физики и электротехники, где изучал способы цветной фотографии.  

После окончания политехникума Сергей Олимпиевич поступил в Экспедицию заготовления государственных бумаг. Сначала работал помощником мастера, затем мастером, а в дальнейшем помощником А.А. Поповицкого, инженера-изобретателя в области фотографии, который усовершенствовал судебно-фотографические методы. Максимович заведовал отделом Испытательной станции по испытанию бумаг, а затем — гальванопластической мастерской.

С.О. Максимович вошел в кружок выдающихся русских деятелей фотографии, работавших тогда в Петербурге. В 1907 г. он публиковал доклады, печатал статьи в фотографических журналах и вел обзоры иностранной литературы в журнале «Фотограф-любитель».

Делая обзор статьи о двухцветном процессе Смита и Урбана, он рассуждал: «Изобретение Смита и Урбана можно отметить как первый шаг, вопрос только, будет ли сделан второй в этом или другом направлении». Исследуя недостатки процесса, Максимович и сделал тот самый «второй шаг». Он выделил несколько дефектов процесса Смита — Урбана. В частности, в системах цветной кинематографии использовалось попеременное экспонирование через два или три светофильтра, что порождало временной параллакс и его результат — цветную кайму на движущихся объектах. Она не сильно выделялась на общих планах с медленно движущимися объектами, но критически портила передние планы с объектами в быстром движении. 

Тогда Сергей Максимович стал использовать одновременную съемку двух изображений, полученных расщепляющей призмой и двумя объективами. Один объектив был снабжен зеленым светофильтром, а второй — двумя меняющимися. В результате были достигнуты и лучшая цветопередача, нежели в двухцветном кинематографе, и значительно меньший временной параллакс по сравнению с эксплуатировавшейся в Англии системой Kinemacolor

Так С.О. Максимович изобрел более совершенную систему цветной кинематографии и получил патент совместно с известным в Петербурге фотографом С.М. Прокудиным-Горским. Для использования патента было организовано акционерное общество «Биохром», которое за период 1910–1914 гг. выпустило несколько цветных фильмов.

Патент С.О. Максимовича на цветную киносъемку

Патент С.О. Максимовича на цветную киносъемку

Источник: Национальная электронная библиотека

Источники

Ляликов К. С. С.О. Максимович — пионер цветной фотографии и кинематографии / В кн.: Успехи научной фотографии. Т. 2. М., 1954. С.239–245.

Wikipedia. Максимович, Сергей Олимпиевич

Фото на странице: Эдвард Тернер (Edward Turner) / Изображение из коллекции Национального музея СМИ

Фото на главной странице: virtosmedia / Фотобанк 123RF


Источник