Резьба на древнем памятнике может оказаться старейшим календарем в мире

Считается, что резьба в Гебекли-Тепе представляет собой старейший календарь в мире. Фото: Dr Martin Sweatman / University of Edinburgh

Пометки на каменном столбе в археологическом памятнике Турции возрастом 12 000 лет, вероятно, представляют собой древнейший в мире солнечный календарь, созданный в память о разрушительном ударе кометы, предполагают эксперты из Университета Эдинбурга. По словам исследователей, отметки в Гёбекли-Тепе на юге Турции – древнем комплексе похожих на храмы сооружений, украшенных искусно вырезанными символами, – могут фиксировать астрономическое событие, которое вызвало ключевой сдвиг в развитии человеческой цивилизации.

Ученые предполагают, что древние люди могли записывать свои наблюдения за солнцем, луной и созвездиями в виде солнечного календаря, созданного для того, чтобы следить за временем и отмечать смену сезонов.

Новый анализ V-образных символов, вырезанных на столбах в этом месте, показал, что каждая буква V могла обозначать один день. Такая интерпретация позволила вычислить на одном из столбов солнечный календарь из 365 дней, состоящий из 12 лунных месяцев плюс 11 дополнительных дней.

Летнее солнцестояние представляется как отдельный, особый день, представленный V, надетым на шею птицеподобного зверя, который, как считается, представлял созвездие летнего солнцестояния в то время. Поблизости были найдены другие статуи, возможно, изображающие божества, с аналогичными V-образными знаками на шее.

Поскольку изображены и лунный, и солнечный циклы, резьба может представлять собой самый ранний в мире так называемый лунно-солнечный календарь, основанный на фазах луны и положении солнца, – он на много тысячелетий раньше других известных календарей такого типа.

По мнению исследователей, древние люди могли создать эти рисунки в Гёбекли-Тепе, чтобы зафиксировать дату падения на Землю осколков кометы почти 13 000 лет назад – или 10 850 лет до нашей эры.

Предполагается, что удар кометы привел к мини-ледниковому периоду продолжительностью более 1 200 лет, в результате которого были уничтожены многие виды крупных животных. Он также мог вызвать изменения в образе жизни и сельском хозяйстве, которые, как считается, связаны с зарождением цивилизации вскоре после этого в плодородном полумесяце Западной Азии.

Другой столб на месте находки изображает метеорный поток Таурид, который считается источником фрагментов кометы, длившийся 27 дней и исходивший из направлений Водолея и Рыб.

Находка также подтверждает, что древние люди могли записывать даты с помощью прецессии – колебания земной оси, которое влияет на движение созвездий по небосводу, – по крайней мере за 10 000 лет до того, как это явление было зафиксировано Гиппархом из Древней Греции в 150 году до нашей эры.

Судя по всему, резьба оставалась важной для жителей Гёбекли-Тепе на протяжении тысячелетий, что позволяет предположить, что ударное явление могло послужить толчком для возникновения нового культа или религии, повлиявших на развитие цивилизации.

Находка также подтверждает теорию о том, что Земля сталкивается с повышенным количеством кометных ударов, поскольку ее орбита пересекает путь кружащих фрагментов комет, которые мы обычно наблюдаем в виде метеоритных потоков.

Доктор Мартин Свитман из Школы инженерии Эдинбургского университета, возглавлявший исследование, сказал: «Судя по всему, жители Гёбекли-Тепе были внимательными наблюдателями за небом, чего и следовало ожидать, учитывая, что их мир был разрушен ударом кометы. Это событие могло послужить толчком к развитию цивилизации, зарождению новой религии и побудить к развитию сельского хозяйства, чтобы справиться с холодным климатом. Возможно, их попытки записать увиденное стали первыми шагами к развитию письменности тысячелетия спустя».

Исследование опубликовано в журнале Time and Mind.

[Фото: Dr Martin Sweatman / University of Edinburgh]