Редкоземельные металлы для беспилотников. В ВятГУ импортозаместили электродвигатели и сервоприводы

Привод электродвигателя в корпусе. Фото: А.Г. Бессолицын / ВятГУ

Привод электродвигателя в корпусе. Фото: А.Г. Бессолицын / ВятГУ

Ученые Инжинирингового центра Вятского государственного университета (г. Киров) создали на основе редкоземельных металлов новые электродвигатели, которые могут быть использованы в качестве силовых установок для малых БПЛА, и сервоприводы (следящие электроприводы) для управления положением (отклонением) рулевых поверхностей средних и больших БПЛА. 

Инженеры представили модификацию электродвигателя ДБ32-100-10 и сервопривод для беспилотных летательных аппаратов (БАС). По словам специалистов, новые разработки способны помочь в решении проблемы импортозамещения этих устройств в нашей стране и найти свое применение не только в России, но и на мировом рынке.

Используя сплав из редкоземельного металла неодима, специалисты ВятГУ смогли увеличить производительность двигателя, представляющего собой самую мощную модификацию модели ДБ32. Он разрабатывался специально для малых следящих электроприводов (рулевых машинок), задача которых ― преобразовать сигнал от приемника в движение рулей модели согласно действиям пилота, пояснили в пресс-службе вуза.

Редкоземельный  мягкий металл неодим сегодня используется при производстве сверхпроводников и мощных магнитов для самых разных типов электроники. Его содержание в земной коре составляет около 3,8×10–3 % по массе, а месторождения встречаются в России, США, Китае и ряде других стран.

Вместе с увеличением производительности двигателя инженерам ВятГУ также удалось уменьшить габаритные размеры сервопривода. Специалисты сообщили, что для этого они применили соосную схему расположения конструктивных элементов, где бескорпусная модификация электродвигателя ДБ32-100-10, планетарный редуктор и шарико-винтовая пара расположены вдоль оси привода. Такая компоновка позволяет устанавливать электромеханизм в плоскость (крыло), стабилизатор и другие детали беспилотных летательных аппаратов.

Подробнее о разработке корреспонденту «Научной России» рассказал директор Инжинирингового центра ВятГУ Игорь Криницын:

«Неодимовые магниты имеют более высокую коэрцитивную  силу и меньший удельный вес по сравнению с самарий-кобальтовыми магнитами. Это позволяет увеличить общую мощность электропривода или электродвигателя, а также улучшить динамические характеристики. <…> Наши изделия имеют характеристики, не уступающие зарубежным образцам, а по некоторым ― даже превосходят их. Их уникальность также проявляется в том, что эти наработки, полученные при проектировании изделий авиационной и космической техники, могут быть перенесены и в новую для нашей промышленности отрасль».

В ближайших планах разработчиков ― привлечь в проект инвестиции для реализации серийного производства электродвигателей.

Справка. Инжиниринговый центр Кировской области был создан в 2018 г. на базе Вятского государственного университета по совместной программе Минобрнауки и Минпромторга России. Центр обладает широкими компетенциями в вопросах, связанных c реализацией новых технологий, приборов, устройств, машин и механизмов для решения технологических задач промышленных предприятий и организаций на основе результатов фундаментальных исследований ученых университета.

Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ


Источник