Рассекреченные истории сибирской космической науки. В Москве прошел спецпоказ фильма Космос над Енисеем

Спецпоказ фильма «Космос над Енисеем». Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

В московском музее космонавтики на ВДНХ 16 августа прошел спецпоказ фильма «Космос над Енисеем» режиссера Элины Астраханцевой. Организатором выступил Российский государственный архив научно-технической документации, а в спецпоказе приняла участие директор РГАНТД Марина Власова. Фильм рассказывает о предприятиях и научных коллективах Красноярского края, их участии в развитии ракетно-космической отрасли страны. Большая часть информации, представленной в фильме, долго была засекречена и только недавно стала открытой для общества. Многие архивные материалы, использованные в фильме, были взяты в РГАНТД. Главные герои фильма ― выдающиеся ученые и конструкторы: С.П. Королев, М.Ф. Решетнев, М.К. Янгель, И.И. Гительзон, Г.М. Чернявский.

Сибирский регион в целом и восточный филиал ОКБ-1, открытый по инициативе С.П. Королева в 1959 г. в атомграде Красноярск-26 (Железногорск), стал одной из ключевых точек советского ракетостроения, где проектировались и строились космические ракеты, разрабатывались новейшие спутники и системы жизнеобеспечения. Об этих проектах и людях, стоящих за ними, и рассказывается в фильме. Специальный показ приурочен к успешному запуску ракеты-     носителя «Космос-3» 18 августа 1964 г. Это событие стало знаковым в судьбе Красноярского края как региона, являющегося производственной базой отечественной ракетно-космической отрасли.

«Работа над фильмом ― это очень сильное научно-историческое исследование. Во время подготовки и написания сценария очень      глубоко погружаешься в процесс, читаешь монографии, встречаешься с людьми, и бывает очень много совершенно уникальных открытий, о которых никогда не слышал», ― рассказала режиссер фильма Элина Астраханцева.

Значительная часть фильма посвящена разработке системы жизнеобеспечения БИОС-3, над которой в Сибири работал      ученый-биофизик Иосиф Гительзон. Это была первая в мире замкнутая биорегенеративная система жизнеобеспечения, созданная, в том числе, при поддержке главного конструктора С.П. Королева. На специальный показ приехала дочь Иосифа Исаевича Гительзона Ольга Носова.

«Это малоизвестные страницы истории нашей науки и потому они ценны необыкновенно. Я глубоко уверена, что такие фильмы представляют огромную ценность и интерес для широкого круга людей: и для тех, кому интересны страницы нашей науки, и, наверное, для людей старшего возраста, кто работал в те годы. Потому что это был совершенно особый период, особый настрой, особый подход и отношение к науке», ― сказала Ольга Носова.

«Фильм, безусловно, открывает для широкой публики, студентов, молодых специалистов те неизвестные, очень интересные и важные вещи, которые раньше были скрыты», ― отметил заслуженный конструктор РФ Александр Чернявский. На специальном показе он отметил, что через такие фильмы необходимо популяризировать космическую науку и рассказывать молодому поколению историю отечественных достижений и мотивировать их «идти в космос».