Ради скорого младенческого научения. 450 лет Азбуке Ивана Федорова

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом «Москва и москвичи»

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом «Москва и москвичи»

Источник: Валентин Черединцев / РИА Новости

Возлюбленный честный христианский русский народе, греческого закона! Сия еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, и преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина от грамматики мало нечто. Ради скорого младенческого научения вмале сократив, сложих. И аще сии труды моя благоугодны будут ваши любви, приимите сия с любовию. А я и о иных писаниях благоугодных с вожделением потрудитися хощу, аще благоволит бог, вашими святыми молитвами. Аминь.

Послесловие «Азбуки» Ивана Федорова, 1574 г.

До середины XVI в. священные книги вручную переписывали в монастырях. Но в 1564 г. из типографии Ивана Федорова, известного как первый русский книгопечатник, вышла первая печатная датированная книга — «Апостол». С нее и началась история книгопечатания в России. Книгу использовали на богослужениях, обучали по ней священников и детей в церковно-приходских школах. Благодаря тому, что в послесловии «Апостола» сообщалось, где, когда и кем она была напечатана, историки узнали точную информацию о появлении книги. В заказчиках числился Иван IV, в издателях — Иван Федоров и Петр Мстиславец, а также митрополит Макарий, который дал свое благословение на печать церковной книги. 

Иван Федоров изобрел оригинальный метод печати в две краски с одной формы. Сначала литеры, которые следовало отпечатать киноварью, приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Потом эти литеры из набора извлекали, а основной текст впечатывали на те же листы черной краской.

Успехи русского книгопечатания писцы восприняли враждебно, боясь потерять свой хлеб. В результате гонений Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец бежали в Литву, потом Иван Федоров переселился во Львов, где напечатал «Азбуку» — первый начальный учебник грамоты. 

Музей Ивана Федорова. Самая первая печатная книга И.Федорова «Апостол» (1564 г.). Этот экземпляр напечатан во Львове в 1574 г.

Музей Ивана Федорова. Самая первая печатная книга И.Федорова «Апостол» (1564 г.). Этот экземпляр напечатан во Львове в 1574 г.

Источник: Петрухин / РИА Новости

Ранее считалось, что первая русская «Азбука» была напечатана в 1634 г. в Москве типографом Василием Бурцовым. Однако профессор Р.О. Якобсон, известный российский и американский лингвист, изучил ранее неизвестное издание Федорова и опубликовал в «Бюллетене Гарвардской библиотеки» подробную статью с полным факсимиле «Апостола». По мнению ученых, Иван Федоров был не просто выдающимся типографом, который знал греческий язык и латынь, умел переплетать книги и занимался литейным делом, но и талантливым редактором и даже педагогом, а его издание 1574 г. стало первым напечатанным букварем. В 2024 г. «Азбуке» Ивана Федорова исполняется 450 лет.

Как мы уже упомянули, исследователи сходятся на том, что «Азбука» была составлена во время пребывания Ивана Федорова во Львове в 1572–1574 гг. В тот период он пользовался поддержкой небогатого львовского мещанства, членов братских организаций, противостоявших польско-католической агрессии в Юго-Западной части Российского царства. Распространение литературного русско-славянского языка было одной из форм борьбы за самобытность, чему должна была способствовать постановка начального обучения в приходских училищах. Намерения служить своим трудом «християньскому рускому народу греческаго закона» подтверждает послесловие «Апостола»: «Сия, еже писах вам… аще сии труды моя благоугодны будут ваши любви, приимете сия с любовию, а я и о иных писаниих благоугодных с вожделением потрудитися хощу». 

Единственный известный экземпляр «Азбуки», дошедший до наших дней, хранится в библиотеке Гарвардского университета. Принято считать, что книга принадлежала собирателю предметов старины Григорию Строганову, у наследников графа раритет выкупил антрепренер Сергей Дягилев​, а затем книга попала в США. Она не имеет названия и титула, только послесловие. Поэтому ее называют то азбукой, то букварем, то грамматикой. Но суть от этого не меняется. Книга остается первым начальным учебником грамоты. 

Самый ранний печатный станок (XVII в.), сохранившийся до нашего времени. Хранится в музее Ивана Федорова

Самый ранний печатный станок (XVII в.), сохранившийся до нашего времени. Хранится в музее Ивана Федорова

Источник: Петрухин / РИА Новости

Иван Федоров вложил в свой учебник последние достижения педагогической мысли, направленные на облегчение процесса обучения грамоте. При этом заметно читается гуманистическая позиция автора по вопросу воспитания детей. «Ради скорого младенческого научения», — обозначает свой труд Иван Федоров. 

В основу «Азбуки» легла римская и греческая буквослагательная система обучения. Первая часть учебника посвящена изучению алфавита, состоящего из 46 букв. Такое количество обусловлено тем, что он был сформирован на основе греческого языка, в котором использовались некоторые буквы для обозначения звуков, не свойственных нашему языку.  

В XVIII в. по указу Петра Великого была проведена реформа, алфавит упростили, и в новом гражданском шрифте осталось 33 буквы, которыми мы пользуемся по сей день. А такие буквы, как «пси», «кси, «фита», «юс малый», «юс большой» и др., были исключены из алфавита.

Но в «Азбуке» все вышеупомянутые буквы присутствовали. Сначала шло перечисление этих 46 букв, затем алфавит располагался в обратном порядке — от «ижицы» до «аз». Затем размещался в восьми вертикальных столбцах. Далее шли слоги из двух букв, слоги из трех букв со всевозможными сочетаниями гласных с согласными. Такая структура материала в учебнике позволяла сначала заучить изображения и названия символов на основе метода многократного повторения, затем слоги, а далее приступать к чтению библейских текстов.  

Факсимильная копия «Букваря» Ивана Федорова. Музей книгопечатания, расположенный в монастыре Святого Онуфрия 

Факсимильная копия «Букваря» Ивана Федорова. Музей книгопечатания, расположенный в монастыре Святого Онуфрия 

Источник: Б. Криштул / РИА Новости

Итак, на 40 листах печатного издания расположились старославянские символы, обрамленные черным орнаментом из сплетенных листьев, бутонов, цветов и шишек. Дополнили растительность готические узоры, характерные для федоровского оформления книг. Завершают «Азбуку» две гравюры: на одной — герб города Львова, на другой — типографский знак первопечатника. 

Репродукция рисунка из Острожской библии 1581 г. Печатник Иван Федоров. Музей книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина 

Репродукция рисунка из Острожской библии 1581 г. Печатник Иван Федоров. Музей книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина 

Источник: Юрий Простяков / РИА Новости

Параллельно с обучением письму Иван Федоров включил в азбуку цифровую нумерацию. Так как в Древней Руси цифры и числа обозначались буквами алфавита со знаком титла, автор учебника разместил числа на боковых полях первых 24 листов «Азбуки» так, чтобы они смотрелись как нумерация примеров, позволяя учащимся усваивать еще и навыки счета. 

«При обилии лексического материала основные именные и вербальные формы русского книжного языка представлены здесь в такой систематической полноте и порядке, которые не имеют места в статьях аналогичного содержания, известных нам по спискам XVI–XVII вв. Поэтому главные законы русского языка в разделах “Азбуки” выступают в более стройной и рельефной форме, чем в тех рукописных памятниках, с которыми можно в настоящее время сопоставлять первопечатный учебник. Благодаря специальному подбору и расположению материала грамматические разделы “Азбуки” одновременно выполняют функцию упражнений для обучения чтению», — заключают исследователи. 

За элементарными упражнениями следуют тексты, расположенные от более простых к сложным, начиная от простейших молитв, заканчивая объемными выдержками из часовника и наставлениями религиозно-нравственного характера для детей и родителей, заимствованными из Библии и Апостола. Например, библейская выдержка из 23-й и 22-й притчей «Не отмай от детища твоего казни, безумие бо есть привязано в сердцы отрочате, жезлом же наказания изжениши его» служит явным наставлением родителей.  

Памятник первопечатнику Ивану Федорову, 1909 г. Бронза. Скульптор Сергей Волнухин, архитектурное оформление Ивана Машков

Памятник первопечатнику Ивану Федорову, 1909 г. Бронза. Скульптор Сергей Волнухин, архитектурное оформление Ивана Машков

Источник: Александр Лыскин / РИА Новости

Можно сказать, что Иван Федоров — одаренный составитель азбуки. Его гибкие и разнообразные методические приемы более 100 лет служили в России основой начального обучения грамоте. «Азбуку» перепечатывали в Остроге, Вильне, Москве и других городах. Нельзя сказать, что книгопечатник создал новую педагогическую методику или совершил открытие в грамматике. Однако редакторская работа автора учебника, отбор материала, его обработка и расположение в книге с учетом того, кому и с какой целью она должна служить, демонстрируют понимание дела и желание максимально эффективно донести до детей учебный материал. 

Важно заметить, что Иван Федоров не приписывает этот труд себе единолично. В послесловии к «Азбуке» он пишет: «Возлюбленный честный христианский русский народе, греческого закона! Сия еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, и преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина от грамматики мало нечто. Ради скорого младенческого научения вмале сократив, сложих». 

Русские люди. Азбука в лицах. Издание литографии Каткова и К, 1858. Российская государственная библиотека. Иллюстрации: Василий Рыбинский

Русские люди. Азбука в лицах. Издание литографии Каткова и К, 1858. Российская государственная библиотека. Иллюстрации: Василий Рыбинский

Источник: Национальная электронная детская библиотека

Конечно, учебник для самых юных читателей продолжал свое развитие в интерпретациях самых разных авторов. Менялись подходы, но цель оставалась одна — обучать детей грамоте и приобщать к чтению. Первый московский букварь был выпущен в 1634 г. издателем Василием Бурцовым. Он сохранил структуру азбуки Ивана Федорова и собрал в одной книге алфавит, слоги, тексты для чтения, названия чисел и знаков препинания.

В 1694 г. появляется первая иллюстрированная азбука издателя Кариона Истомина с рисунками Леонтия Бунина под очень длинным названием «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии и всех святых». Издание состоит из 43 гравированных листов, на каждом — буквица из человеческих фигур, предметы на эту букву и нравоучительные пояснения.

Букварь «Русские люди. Азбука в лицах» (Издание литографии Каткова и К, 1858 г.) отличается таинственностью. На его страницах изображены жанровые сценки из жизни простолюдинов, мещан, военных, чиновников, а под ними находятся несколько заглавных букв, значение которых даже при наличии иллюстрации разгадать сложно.  

Еще одна примечательная азбука, которая не только знакомит юных читателей с алфавитом, но и содержит нравоучительные истории для чтения, обучение счету, рассказы по истории, природоведению, о жизни в экзотических странах, вышла в 1872 г. под авторством Льва Николаевича Толстого. 

Источники

Культура РФ. Аз, буки, веди… на детском языке

RARUS’S GALLERY. Азбука. Печ. Иван Федоров. Львов, 1574.

Центральная районная библиотека им. Л.Н. Толстого. «Аз-Бука: откуда азбука пошла»

Академия наук СССР. Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы. В.И. Лукьяненко. Азбука Ивана Федорова. Ее источники

История РФ. Первопечатник. История Ивана Федорова

Фото на странице: Валентин Черединцев / РИА Новости

Фото на главной странице сайта: Александр Лыскин / РИА Новости


Источник