Пулковская обсерватория — научно-исторический памятник архитектуры

Пулковская обсерватория. Источник: Светлана Холявчук / Интерпресс

3 июля 1835 г. началось строительство главного здания Пулковской обсерватории, главной астрономической обсерватории Российской академии наук. Это научно-исторический и архитектурный памятник, который стал образцом русского классицизма в архитектуре.

Центральное здание было создано по проекту известного архитектора XIX в. Александра Павловича Брюллова. По первоначальному варианту проекта здание обсерватории имело три башни и два дома для проживания астрономов. Закладка первого здания проводилась 21 июня (по юлианскому календарю) 1835 г., а сама обсерватория была открыта 7 августа 1839 г.

Основными направлениями научной деятельности обсерватории стали небесная механика и звездная динамика, астрометрия (геометрические и кинематические параметры Вселенной), Солнце и солнечно-земные связи, физика и эволюция звезд, внегалактическая астрономия, аппаратура и методика астрономических наблюдений.

Первым директором Пулковской обсерватории был назначен один из основоположников звездной астрономии Василий Яковлевич Струве. Изначально, в 1839 г., ее штат состоял из семи человек, включая директора, и четырех астрономов. В 1857 г. в обсерватории работали уже 13 человек: директор, вице-директор, четыре старших и два адъюнкт-астронома, ученый секретарь, два вычислителя.

Пулковская обсерватория в 1855 г.

Источник: Ev. Bernardsky / Wikipedia

Кроме астрономических наблюдений, ученые Пулковской обсерватории занимались географическими исследованиями (навигацией) всей территории Российской империи. Ими были составлены точные расчеты звездного неба с координатами — 374, а потом и 558 звезд. С 1844 г. для точки отсчета географической долготы использовался проходящий через центр главного здания обсерватории Пулковский меридиан. Спустя 50 лет была дополнительно создана астрофизическая лаборатория, где установили самый большой на тот момент в мире 76-сантиметровый телескоп-рефрактор Репсольда, построенный фирмой Элвина Кларка. До 1884 г. включительно все корабли отсчитывали свою долготу от Пулковского меридиана. В 1894 г., используя новое устройство — астрограф, сотрудники Пулковской обсерватории начали изучать астрофотографию.

В период Великой Отечественной войны обсерватория была мишенью немецких воздушных рейдов и артиллерийских бомбардировок. Несмотря на то что все здания были полностью разрушены, основную часть оборудования все же удалось спасти, в том числе и линзу знаменитого 30-дюймового рефрактора, равно как и значительную часть уникальной библиотеки важных работ с XV по XIX в. Половина сотрудников ушли на фронт, остальная часть были эвакуированы в Ташкент, чтобы продолжить работу в Ташкентской обсерватории, и в Алма-Ату, где в 1941 г. был создан Институт астрономии и физики Казахстанского филиала Академии наук СССР. В 1945 г. у Пулковской обсерватории появился филиал в Крыму (Симеизский филиал). Параллельно были созданы Кисловодская горная астрономическая станция и лаборатория в Благовещенске (Благовещенская широтная станция).

Еще во время военных действий было принято решение восстановить часть зданий обсерватории на прежнем месте в Ленинграде. А в 1946 г. на Пулковском холме началось строительство. Восстановление зданий обсерватории происходило под руководством архитектора А.В. Щусева по архивным проектам А.П. Брюллова. И в 1954 г. Пулковская обсерватория вновь открыла свои двери. Кроме довоенного функционала, удалось значительно увеличить количество используемых измерительных приборов и число специалистов. Пулковская обсерватория расширила также ряд научных направлений для будущих исследований. «Дополнительно были основаны такие новые отделения, как радиоастрономическое отделение (впоследствии ставшее Санкт-Петербургским филиалом САО РАН) и отделение по изготовлению инструментов (с собственной оптической и механической мастерской) под руководством Д.Д. Максутова. Все сохранившиеся инструменты были восстановлены, модернизированы и вновь установлены в обсерватории», — говорится в истории создания Пулковской обсерватории.

С 1962 по 1972 г. успешно работала экспедиция Пулковской обсерватории в Чили (Астрономическая станция Серро-Эль-Робле), где занималась наблюдением объектов, доступных для обзора только в Южном полушарии. В 1980-х гг. шли активные исследования в рамках советской программы по наблюдению кометы Галлея.

С 1990 г. главное здание Пулковской обсерватории входит в состав охраняемого ЮНЕСКО объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». По указу президента РФ Б.Н. Ельцина Пулковская обсерватория в 1997 г. включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Автор Анна Посохова